Исследование агрессивности у подростков
Организация и методы исследования
В исследовании особенностей проявления агрессивности у подростков в юношеском возрасте и установления её взаимосвязи с гендером приняли участие 29 учащихся в возрасте 16-18 лет. Из них 19 девочек и 10 мальчиков, обучающихся в 10 А и 11А,11Б классах МКОУ КСОШ №1.
- Нами были использована следующие методики:
- «Диагностика показателей и форм агрессивности А.Басса и А.Дарки»;
- тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Диагностика проходила в групповой режиме.
По Айзенку предлагалось ряд утверждений, описывающих состояния. Используя лист самооценки, учащиеся проставляли 2 балла, если ему часто присуще подобное, 1 балл — редко и 0 баллов, если указанного состояния у него не бывает.
Для примера, это следующие строки с утверждениями:
- не ощущаю уверенности в себе;
- зачастую краснею из-за мелочей;
- беспокойно сплю.
Всего давалось 4 группы по 10 фраз с кратким описанием состояний. При анализе мы взяли результаты по шкале агрессивности.
По методике А.Басса – А.Дарки испытуемым предлагалось ответить на 75 утверждений, записывая в бланк ответов «да» или «нет». Результаты фиксировались в бланке ответов и оценивались по восьми шкалам. По числу совпадений с ключом подсчитывались индексы различных форм агрессивности и враждебности реакций.
Суммирование индексов 1 2 7 дало нам общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5-индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса равная 21 плюс-минус 4, а враждебности- 7 плюс-минус 3. При этом обращалось внимание на возможность достижения определенной величины показывающей степень проявления агрессивности.
Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте
Анализ полученных данных по методике «Самооценка психических состояний» по шкале агрессивности позволяет сделать вывод об уровне агрессивности в старших классах, что представлено на рисунке 1.
По рисунку 1, можно отметить, что у большинства (62%) старшеклассников, примерно каждый третий, обладает нормальным уровнем агрессивности, 20% учащихся обладают повышенным уровнем агрессивности, 17,2%- обладают пониженным уровнем агрессивности. Следовательно, можно предположить, что большинство юношей и девушек проявляют свою агрессивность в приемлемой форме, не выходящей за рамки общепринятых норм поведения в обществе.
В ходе исследования особенностей проявления агрессивности у старшеклассников по методике А. Басса - А. Дарки получили по шкалам, характеризующие разные формы проявления агрессивности, следующие результаты, представленные на рис.2.
Рис.2. Распределение учащихся 10-11-х классов в зависимости от форм проявления агрессивности, в %.
Согласно рисунку 2, можно увидеть, что в десятых классах, как и в одиннадцатых, наблюдается повышенные показатели по шкале физической агрессии и негативизма. В то же время виден высокий процент чувства вины обучающихся в 10-х классах и подозрительности в 11-х классах.
В ходе анализа мною были рассмотрены результаты по распределению юношей и девушек в зависимости от индекса агрессивности.
Исследование агрессивности у подростков, а точнее наш сравнительный анализ проявления агрессивности у юношей и девушек показал, что у лиц мужского пола выявлена тенденция к повышенному уровню агрессивности- 60%, что говорит о том, что от мальчиков следует ожидать больше конфликтности, и они меньше способны к кооперации.
У лиц женского пола намечается тенденция к пониженной агрессивности, что свидетельствует о том, что девочкам чаще присущи ведомость, пассивность, конформность. В то же время у юношей повышенный уровень агрессивности более выражен, чем враждебность у девочек. При этом девочки более обидчивы, подозрительны и раздражены. Так же у девочек превалирует самооценочная и межличностная тревожность. Вместе с тем, успеваемость девочек с повышенным уровнем агрессивности выше, чем у мальчиков.