Организация и проведение исследовательских работ
Данный материал опубликован с целью оказания помощи учителям в организации исследовательских работ учащихся, научно-исследовательских и проектно-исследовательских работ и раскрывает этапы и структуру организации и проведения исследовательской работы, а также учебно-исследовательской деятельности школьников.
Для учащегося школы проведение исследовательской работы делится конкретные этапы и сроки выполнения, необходимо составить план работы, найти и подготовить информационный материал по теме исследования, организовать анкетирование, провести само исследование и в итоге проанализировать полученные результаты и написать вывод научно-исследовательской работы.
Исследовательской деятельностью учащихся называется деятельность, связанная с решением исследовательской задачи, исходя из такой цепочки действий: постановка проблемы, изучение теории по выбранной теме, определение методов исследования и применение их на практике, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Организация и проведение исследовательской работы
Организация и проведение учебно-исследовательских работ:
- развивает интерес, расширяет и актуализирует знания учащихся по предметам школьной программы;
- формулирует представления о межпредметных связях;
- создает условия для развития научного образа мышления;
- формирует творческий подход к любому виду деятельности;
- обучает информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- способствует профессиональному самоопределению детей и получению предпрофессиональной подготовки.
Для эффективной организации и проведения исследовательских работ, в том числе научно-исследовательских, необходимо понять цель данной работы школьника. Главная цель учебной исследовательской работы учащегося - осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы индивидуальной исследовательской работы должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.
Основными задачами проведения исследовательских работ школьниками являются расширение, углубление, систематизация знаний и получение необходимых навыков проведения самостоятельного исследования.
Проведение научно-исследовательских работ учащимися включает в себя поисковые работы, практические или теоретические исследования и рефлексию проведенных работ.
Основные этапы организации исследовательской работы
При организации исследовательской работы в школе необходимо придерживаться четко определенной последовательности действий для получения качественного результата исследовательской деятельности.
1. Выбор темы исследования
Основные требования к выбору направления ученического исследования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть таким, чтобы ученик (группа учеников) смог завершить его в установленные сроки.
2. Постановка задачи
На этом этапе руководитель научно-исследовательской работы определяет уровень настоящих знаний учащегося и формирует цель предстоящего исследования. Проводится изучение актуальной теоретической литературы по изучаемой теме.
Привести описание задач можно, используя такие фразы:
- Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- Задачи работы:
- К задачам работы относятся:
- Изучить литературу по теме
- Выяснить значение терминов...
- Найти примеры... в ... / собрать материал ... / изучить состав ... / измерить уровень ...
- Провести опрос / эксперимент / наблюдение
- Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
- Сделать выводы о ...
3. Предварительная обработка данных
На этой стадии проводится практическая работа, заключающаяся в наблюдениях, экспериментах, анкетировании и т.д.
4. Анализ результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Обсуждение материалов исследования, необходимое для того, чтобы предположения и догадки сформулировать в гипотезу исследовательской работы, подлежащую проверке.
Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей.
5. Оформление результатов исследовательской работы
Результаты ученической исследовательской работы оформляются в виде сообщения, автор формулирует тезисы и развёрнутый доклад.
Для оформления выводов главам и результатов исследования можно использовать такие шаблоны:
- На основании всего вышесказанного мы можем констатировать ...
- Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: ...
- Таким образом, мы видим ...
- Следовательно ...
- Очевидно, что ...
- Как видно из всего, сказанного выше ...
- Из вышесказанного следует, что ...
- Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее ...
- Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть ...
- Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что ...
- В результате проведенного исследования мы выяснили, что ...
- В заключении необходимо отметить ...
- Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы ...
6. Представление исследовательской работы
Проведение исследовательской работы
Проведение исследовательской работы должно соответствовать следующим требованиям:
1. Четко сформулирована цель исследования.
2. Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
3. Определены задачи исследования, решение которых способствует достижению поставленной цели.
4. Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
5. Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
6. Представлены собственные данные, полученные в ходе работы над исследованием.
7. Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
8. Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
9. Исследовательская работа должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.
10. Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной (или должно быть оригинальным её решение).
11. Готовая исследовательская работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой.
Результаты проведенного исследования школьниками представляются в виде выступления с докладом или презентацией, обсуждения результатов, дискуссии и публичной защиты.
Защита исследовательской работы учащегося – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Структура исследовательской работы учащихся:
- Оглавление
- Введение
- Подробное исследование теории и освещение практической работы по выбранной теме
- Выводы по каждому разделу (главе)
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Следует помнить, что главным результатом организации и проведения исследовательской работы обучающихся является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате проведенного исследования в школе.