Способы снижения агрессивности в юношеском возрасте
Рекомендации по снижению агрессивности в юношеском возрасте
- Создание в классе эмоционального комфорта для учащихся;
- Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом;
- Формирование адекватной самооценки;
- Формирование навыков самоконтроля;
- Обучение навыкам сотрудничества;
- Развитие у детей творческого начала;
- Выработка стратегии правильного поведения в конфликтных ситуациях.
Заключение
Целью моей исследовательской работы было изучение особенностей проявления агрессивности в юношеском возрасте и ее гендерных различий.
Теоретический анализ литературы показал, что разные авторы по-разному определяют агрессию и агрессивность. В психологии агрессивность рассматривается и как негативное свойство личности, и как необходимое условие для саморазвития и реализации человека.
Юношеский возраст представляет собой переходный период между детством и взрослостью, в ходе которого наиболее остро протекает кризис идентичности личности. Агрессивность в раннем юношеском возрасте выступает своего рода средством, позволяющим юношам и девушкам преодолевать собственные внутренние проблемы.
Анализ полученных данных в ходе исследования позволяет сделать следующие выводы:
- у девушек отмечается тенденция к пониженной агрессивности, поэтому им чаще присущи такие качества как ведомость, пассивность, комфортность.
- у юношей повышенный уровень агрессивности более выражен, чем уровень враждебности у девочек. В связи с этим девушки более обидчивы, подозрительны и раздражены.
- У девушек агрессивность чаще - это способ разрешения внутреннего конфликта, у юношей - способ поведения, признак импульсивности, средство воздействия на других людей.
- Были подобраны рекомендации по снижению агрессивности в старших классах.
Таким образом, цель и задачи моей исследовательской работы были достигнуты. Гипотеза о гендерных отличий в проявлении агрессивности в юношеском возрасте подтверждена.
Список литературы
- Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей. – М. Издательский центр "Академия",2008.
- Бандура, А. Подростковая агрессия / Бандура А. ,Уолтерс Р. - М., 1999.
- Беркоц Л.Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб.,2001
- Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб, 1999.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: «ФОРУМ», 1999.
- Психология человеческой агрессивности/ К. В. Сельченок.- Мн., 1999.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике.- М.: 2000.
- Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.
- Формирование социально-ответственного поведения у детей и молодежи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодежи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2008.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психолгический справочник учителя.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.,1994.
- Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей// Вопросы психологии – М.: 2000, № 2.
- Психологический словарь/ под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запарожца, Б. Ф. Ломова и др. Москва, 1983
- Реан А.А. Агрессия и а7грессивность личности// Психологический журнал.- 1996.-№5.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал.- 1996.- №5. С.3-18.
Приложение 1. Диагностика состояния агрессии (опросник басса-дарки)
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
ТЕСТ
- Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
- Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
- Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
- Я не всегда получаю то, что мне положено
- Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
- Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
- Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
- Мне кажется, что я не способен ударить человека
- Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
- Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
- Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
- Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
- Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
- Я часто бываю несогласен с людьми
- Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
- Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется
- Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
- Меня немного огорчает моя судьба
- Я думаю, что многие люди не любят меня
- Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
- Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
- Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
- Я не способен на грубые шутки
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
- Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
- Довольно многие люди завидуют мне
- Я требую, чтобы люди уважали меня
- Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
- Я никогда не бываю мрачен от злости
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
- Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются
- Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
- Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
- Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
- Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
- Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
- Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
- Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
- Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
- Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
- С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
- Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
- Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
- Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
- Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
- Неудачи огорчают меня
- Я дерусь не реже и не чаще чем другие
- Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
- Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
- Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
- Я ругаюсь только со злости
- Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
- Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
- Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
- Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
- У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
- Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
- Я часто думаю, что жил неправильно
- Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
- Я не огорчаюсь из-за мелочей
- Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
- Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
- В последнее время я стал занудой
- В споре я часто повышаю голос
- Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
- Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
- "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
- "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия:
- "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
- "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.
3. Раздражение:
- "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
- "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
- "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;
5. Обида:
- "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
- "нет" = 1, "да" = 0: 44.
6. Подозрительность:
- "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
- "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.
7. Вербальная агрессия:
- "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
- "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
- "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида + Подозрительность;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Интерпретация результатов теста
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка
Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Инструкция к тесту
Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.
Тестовый материал
Не чувствую в себе уверенности. Часто из-за пустяков краснею. Мой сон беспокоен. Легко впадаю в уныние. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. Меня пугают трудности. Люблю копаться в своих недостатках. Меня легко убедить. Я мнительный. Я с трудом переношу время ожидания. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. Я нередко чувствую себя беззащитным. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
Я чувствую растерянность перед трудностями. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели. Считаю недостатки своего характера неисправимыми. Оставляю за собой последнее слово. Нередко в разговоре перебиваю собеседника. Меня легко рассердить. Люблю делать замечания другим.
Хочу быть авторитетом для других. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. Я мстителен. Мне трудно менять привычки. Нелегко переключать внимание.
Очень настороженно отношусь ко всему новому. Меня трудно переубедить. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться. Нелегко сближаюсь с людьми. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. Нередко я проявляю упрямство. Неохотно иду на риск. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов теста
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I. Вопросы №1-10 – тревожность; II. Вопросы №11-20 – фрустрация; III. Вопросы №21-30 – агрессивность; IV. Вопросы №31-40 – ригидность.
Иинтерпретация результатов теста
I. Тревожность:
0-7 баллов – тревожность отсутствует; 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов – высокая тревожность.
II. Фрустрация:
0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место; 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны; 8-14 баллов – средний уровень агрессивности; 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость; 8-14 баллов – средний уровень; 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Перейти к содержанию
проекта "Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте"