История развития физических упражнений в разных странах
История развития физических упражнений в Индии
Упоминания о физической культуре в Древней Индии относятся ко второму тысячелетию до н.э. В некоторых древнеиндийских трактатах говорится о том, что коренное население обладало знаниями о ритуальной оздоровительной гимнастике, танцам, самообороне без оружия, искусству массажа, при котором снимали болевые ощущения в различных участках тела человека. В единоборствах использовались удары по болевым точкам, а также удушающие приемы.
В танцах путем регулирования дыхания добивались психофизиологических изменений в организме. Эти особенности танцоров легли в дальнейшем в создании системы йогов.
Саму же дату зарождения йоги до сих пор выяснить не удалось. Имеется каменная пластина, найденная в штате Пенджаб (Индия), изготовленная в третьем тысячелетии до н.э., с изображением человека сидящего в позе «лотос». Сведения о йоге встречаются и в комплекте священных текстов и мифов «Веды». Оформление учения в единую систему мировоззрения произошло во втором веке до н.э., и связывают его с именем Патанджали.
Слово «йога» в переводе с санскрита обозначает буквально «соединение», но в более широком понимании трактуется как «то, что соответствует» и «то, что последовательно и неуклонно применяется».
Прежде всего, йога – это религиозно – философская система, а ее суть заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или богом. Йоги верят, что специфически физические упражнения наделяют человека сверхъестественной энергией, наряду с дисциплиной духа и ума, приводят к совершенству.
В 1200 – 600 гг. до н.э. коренные жители Индии подвергались колонизации северными кочевыми племенами индо – арийцев, которые образовали кастовые разграничения в обществе. Кастовые различия представляли, какая из каст должна, чем заниматься.
В крупных поселениях по случаю военных успехов, вступления нового правителя на трон, религиозных празднеств устраивались атлетические соревнования, состязания по самообороне с оружием и без оружия, соревнования на колесницах.
Среди сельских земледельцев, практически не изменившись со времен первобытного общества, применялись упражнения, связанные с самообороной без оружия. Бег, прыжки в высоту, танцы, ритуальное купание были подчинены религиозным устремлениям и верованиям. Индийский мир культов, за небольшим исключением, главенствовал над физической культурой народа.
История развития физических упражнений в Китае
Зачатки физической культуры в Древнем Китае появились в начале III тысячелетия до н.э. Приблизительно в 2698 г. до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой описывались лечебная гимнастика, массаж, боевые танцы, а также ритуальные танцы, вылечивающие от различных болезней, в том числе бесплодия.
В этот период, по свидетельству древнекитайских хроник, мальчики воспитывались в специальных заведениях. В народном эпосе тогдашнего периода часто встречаются герои-полубоги, которые одерживают верх над врагами путем бескровных побед над их вождями в поединках по борьбе, кулачному бою и в боевых танцах.
С середины II тысячелетия вплоть до IV в. до н.э. развитие физической культуры в Китае определялось патриархальным, деспотическим мировоззрением ее правителей. Однако имели место и небольшие индивидуальные специфические особенности. К примеру, чтобы попасть в ранг мандаринов (чиновников), которые составляли значительную часть армии и просвещения, необходимо было сдать экзамены, где проверялись умственные и физические способности претендентов.
Вместе с тем превосходство в физических способностях в китайском обществе не давало каких-либо преимуществ в общественном положении человека. Это позволило избежать в древнекитайском обществе разделения на устойчивые касты.
Большое влияние на физическую культуру оказали тогдашние естественно-философские взгляды и медицинские знания китайских мыслителей. С помощью упражнений лечебной гимнастики оказывалось благоприятное воздействие на различные функции организма человека. Состояние лечебной гимнастики в Китае было наилучшим по сравнению с другими развитыми центрами древнего мира.
В военной подготовке широко использовались состязания на колесницах, охота, метание копья, стрельба из лука, рукопашные бои без оружия.
Расцвета древнекитайская физическая культура достигла в XI-III вв. до н.э., чему способствовало появление крупных населенных центров. Подтверждением этому служит факт, что в школах из шести предметов два были связаны с физическим воспитанием: стрельба из лука и гонки на колесницах.
В среде простого народа были распространены игры с мячом, борьба, кулачный бой, поднятие тяжестей, перетягивание каната, танцы, водные поединки. Наиболее популярной игрой была «чжукэ».
Она представляла собой противоборство двух команд на игровой площадке, в центре которой на высоте около 4 метров натягивалась сетка с отверстием диаметром 60 см в верхней части. Удары по мячу наносились ногами, руками, головой, спиной, грудью с целью попадания в отверстие. Лучших игроков награждали вином, фруктами, цветами.
Следует отметить, что в этот период в Древнем Китае физическое воспитание касалось только мальчиков и мужчин. Женщины же начиная с подросткового возраста готовились к семейной жизни, и их физическому воспитанию не придавалось никакого значения.
В III в. до н.э. - III в. н.э. в Китае начался переход к феодальному устройству государства. Была проведена военная реформа: основой армии становилась конница, в которой должны были служить дворяне - новое сословие китайского общества.
В военных школах перестали практиковать езду на колесницах, были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня, применение поясов для борьбы и арканов для пленения противника. Благодаря этой реформе в начале I в. до н.э. китайская армия смогла изгнать со своей территории конницу гуннов.
Распространявшееся в этот период религиозное течение «конфуцианство» проповедовало идеологию централизма, что соответствовало устремлениям имперского государства и не поощряло физические достоинства человека. Лечебная гимнастика распалась на несколько направлений, значительно отличающихся друг от друга.
Одним из основных направлений была разработанная даосистским врачом Хуа-дэ, жившим в III в. до н.э., система «би цзиньчжи», основу которой составляли расслабляющие и растягивающие упражнения, с помощью которых пытались излечивать искривления позвоночника, заболевания органов пищеварения, кровообращения и дыхания.
История развития физических упражнений в Греции
Древнегреческие ученые, педагоги, врачи по-разному относились к физической культуре, занятиям физическими упражнениями своих современников. Одни придавали этому большое значение, другие порицали и насмехались над увлечениями греков.
Наиболее полно точку зрения древних греков на физическую культуру выражали их философы. Так, к примеру, Сократ (469-399 гг. до н.э.) говорил: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, в Древней Греции считали «телесным и умственным калекой».
Ученик Сократа, философ Платон (427-348 гг. до н.э.), в молодости носил имя Аристокл и имел хорошие физические данные, что позволяло ему с успехом выступать в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх. В своих произведениях «Законы» и «Государство» он писал: «Дитя должно находиться в непрерывном движении», а «гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек». Также Платон утверждал, что «телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу».
Один из крупнейших античных ученых и философов Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, утверждал, что физическое воспитание должно предшествовать умственному. Однако он был противником «атлетического» направления в физическом воспитании, порицал спартанскую систему воспитания.
Аристотель говорил, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».
Аристотель предупреждал, что тяжелые физические нагрузки в детские годы преждевременно изнуряют организм, и в зрелом возрасте такие люди неспособны будут показывать высокие результаты. Слова Аристотеля актуальны и сейчас. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) придерживался мнения, что занятия физическими упражнениями служат средством профилактики и лечения разных болезней.
Во II в. до н.э. в Древней Греции появляется первое руководство по физическому воспитанию. Это произведение Филострата Флавия «О гимнастике», в котором он описывает некоторые гимнастические упражнения, предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.
История развития физических упражнений в Риме
В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получила такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были приверженцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, занимались с гантелями.
Овладение умением плавать считалось этической нормой. В первом веке до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были построены гимназии, в которых проводили время знатные граждане Рима.
Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игровых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.
Римские легионеры практиковали игру в мяч ногами, надевая для этого специальную обувь – «кольцеус», откуда, как утверждают историки, пошло название игры «кальчо», что по – итальянский «футбол».