Организация исследования
Организация исследования
Весь экспериментальный материал, включенный в работу был получен на базе МОАУ СОШ №6. В исследования приняли участие учащиеся 8 «А» класса. Эксперимент проводился с 2018 до 2019 года. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.
Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношения к своему здоровью. Состав вопросов анкеты приведен в приложении.
Также была проведена практическая работа №1
В последние годы разработан безынструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» ( или прогнозирования) максимального потребления кислорода по мощности выполняемой работы и данным частоты сердечных сокращений, зарегистрированных при ее выполнении. Эти два показателя ( частота сердечных сокращений и мощность работы) можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с нее.
Ход работы
В спортивном зале вдоль стены ставились гимнастические скамейки высотой 35 см. Предварительно всех испытуемых я обучала подсчитывать по команде собственный пульс. Затем группа из 14-и человек выстроилась вдоль скамеек, и школьники начинали подъем и спуск на четыре счета (один цикл).
На последней ( 4-й) минуте я подсчитывала количество циклов, и после последнего спуска по команде «начали» каждый из учащихся, приложив руку к области сердечного толчка, приступал(-а) к подсчету собственной частоты сердечных сокращений (ЧСС) и продолжали измерять пульс до тех пор, пока не прозвучала команда «закончили».
Испытуемые в течение 4 мин выполняли работу, совершая 25 подъемов и спусков. На 4-й минуте точно подсчитывали количество циклов и сразу после последнего спуска измеряли пульс в течение первых 10 с, а затем, умножив полученную величину на 6, рассчитывали ЧСС – частоту сердечных сокращений в 1 мин.
Записав данные каждого ученика, я приступила к расчетам.
Методы исследования
Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами научной работы. Решение некоторых проблем физического воспитания требует использования в комплексе с педагогическими и физиологических методов исследования.
Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни.
Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 бальной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.
42 балла и выше – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелось и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.
41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.
30 – ниже – низкий уровень, на котором заметны проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней.
Результаты практической работы и её обсуждение Результаты практической работы
При обследовании учащихся 9 «А» класса я получила следующие показатели МПК.
- отлично – 90 % учащихся
- хорошо – 2 % учащихся
- удовлетворительно – 8 % учащихся
Причем отличные и хорошие результаты были отмечены у тех учащихся, кто регулярно занимается в спортивных секциях.
Результаты анкетирования
При анализе анкеты я установила, что у 48 % испытуемых был установлен средний уровень оценки ЗОЖ. Он указывает на то, что данная группа школьников, знакома с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.
Среднестатистические результаты оценки ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы.
Уровни оценки ЗОЖ:
- Высокий - 9 %
- Средний - 48 %
- Низкий - 43%
При этом низкий уровень оценки ЗОЖ наблюдался у 43 % испытуемых, и только 9 % школьников придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития.
Заключение
Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и ЧСС.
Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.
Я изучила физическое состояние учащихся 9 "А" класса, а также провела анкетирование и выявила следующее:
Одно из ведущих мест в формировании здорового образа жизни школьников играют потребеностномотивационная сфера, позволяющая ему включиться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.
Мои исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благотворно влияют на сохранение и укрепление здоровья.
Низкие показатели МПК/кг свидетельствуют о неудовлетворительной физической работоспособности учащихся.
Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.
Список использованной литературы
- Казачек, Т.В. Биология. 8 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Супина /Т.В. Казачек.- Волгоград: Учитель, 2007
- Амосов Н.М., Муравов И.В., «Сердце и физические упражнения», М.: 1985г.
- Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 528 с.
- Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381 с.
- Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Вер
- Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
Приложение. Оценка физической работоспособности школьников по показателю МПК
Показатель МПК/кг | Оценка работоспособности | |
мальчики | девочки | |
55-60 | 45-50 | отлично |
50-54 | 40-44 | хорошо |
45-49 | 35-39 | удовлетворительно |
44 и ниже | 34 и ниже | неудовлетворительно |
Возрастной коэффициент для формулы Добельна
Возраст | Коэффициент (К) | Возраст | Коэффициент (К) |
8 | 0,931 | 13 | 0,891 |
9 | 0,922 | 14 | 0,883 |
10 | 0,914 | 15 | 0,878 |
11 | 0,907 | 16 | 0,868 |
12 | 0,900 |
Результаты расчетов МПК/кг 8 «А» класса
Базык Анастасия | 56 |
Барский Александр | 60 |
Горнеева Анастасия | 57 |
Губарев Данил | 56 |
Геворгян Аркадий | 59 |
Крутая Марина | 59 |
Калистратов Роман | 49 |
Лесницкая Александра | 46 |
Момедова Амалия | 43 |
Пархоменко Никита | 49 |
Прокопенко Валерия | 49 |
Пищанский Захар | 52 |
Новиков Семен | 49 |
Сафронова Елизавета | 36 |
Анкета
1) Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?
a) Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;
b) Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;
c) Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.
2) Регулярно ли вы делаете зарядку?
a) Да, это для меня необходимость;
b) Иногда делаю;
c) Нет, не делаю вовсе.
3) Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?
a) Регулярно (как минимум два раза в месяц);
b) Иногда (2 – 3 раза в полгода);
c) Никогда или очень редко.
4) Хорошо ли вы спите?
a) Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;
b) Не всегда, бывает, я часто просыпаюсь;
c) Просыпаюсь почти каждую ночь.
5) Часто ли вы болеете?
a) Очень редко (не чаще 1 раза в год);
b) Болею 3 – 4 раза в год;
c) Болею очень часто (чаще 5 раз в год).
6) Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?
a) Нет;
b) Затрудняюсь ответить;
c) Да.
7) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?
a) Да, стараюсь всегда его соблюдать;
b) Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;
c) Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.
8) Часто ли вы устаете после уроков?
a) Почти никогда не устаю;
b) Иногда устаю очень сильно;
c) Да, почти всегда сильно устаю.
9) Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?
a) Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;
b) Он вас, в общем-то, устраивает;
c) Вы ходите на него без особой охоты.
10) Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?
a) Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;
b) Периодически посещаю спортивные секции;
c) Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.
11) Курите ли вы?
a) Нет, я никогда не пробовал;
b) Да, но лишь изредка;
c) Да, курю постоянно.
12) Употребляете ли вы спиртное?
a) Нет, даже пиво;
b) Иногда бывает;
c) Выпиваю довольно часто.
13) Пьете ли вы кофе?
a) Очень редко, в основном предпочитаю чай;
b) Пью не больше одной чашки в день;
c) Пью его очень много.
Анонимность диагностики гарантирована
Перейти к содержанию
проекта "Роль физической культуры на укрепление здоровья школьников"