Рекомендации по организации воспитательного процесса в семье
Рекомендации для педагогов и родителей с учётом стиля семейного воспитания
Таблица 5
№ | Стиль семейного воспитания. | Рекомендации родителям и педагогам. |
1. | Авторитарный. | Желательно спокойно-деловое отношение. Лучше находить и рекомендовать индивидуальные занятия. |
2. | Авторитетный. | Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих действиях. |
3. | Авторитетный. | Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия. |
4. | Авторитетный. | Создать возможность для лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем , чтобы нагрузка ( учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах. |
5. | Авторитарный. | Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, обратить внимание на выработку волевых качеств. |
6. | Индифферентный. | Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Помогать в трудных ситуациях. Исключить публичное обсуждение , если возможны негативные оценки. |
7. | Либеральный. | Обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях ( семинарах, конференциях и т.п.) |
8. | Авторитетный. | Рекомендуется направлять усилия на повышения самооценки, укреплять уверенность в себе. |
9. | Авторитетный. | Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию на полезное дело(например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то – поступить в вуз и т.п.). |
10. | Авторитетный. | Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов. |
11. | Авторитетный. | Главная задача- активизировать потребность к деятельности. Найти занятие, способное заинтересовать его. Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком. |
12. | Авторитетный. | Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия. |
Вывод: В ходе исследования были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: авторитетный, авторитарный, индифферентный и либеральный. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений.
Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью.
Индифферентный стиль воспитания проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений между родителями и детьми, отчужденностью членов семьи друг от друга. Дети родителей с попустительским стилем воспитания не имеют представлений о социальных нормах поведения, чувствуют себя заброшенными и ненужными.
Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.
Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является авторитетный - тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.
Подводя итоги, необходимо отметить, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие детей. Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу: действительно ли формирование и развитие личности ребёнка зависит от его семьи.
Заключение
В заключении хочется сделать вывод о том, что семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. В каждой семье детей учат, как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устаивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, не редко им диктуют, каким должно быть жизненное кредо.
Познание мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть. Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.
Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни, поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.
Список используемой литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. -M.: Издательство Юрайт,2012.-811c. (05.01.2019).
- Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка./Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 1136 с. (20.03.2019).
- Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с. (11.12.2018).
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 424 с. (20.02.2019).
- А.К Горькова. Влияние семьи на формирование личности ребёнка.
- Формирование личности ребенка в семье.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение , 1998.-256с.(28.02.2019).
Перейти к содержанию
проекта "Влияние семьи на формирование личности ребёнка"