Проект "Влияние мелкой моторики на развитие устной и письменной речи"
В процессе исследовательской работы "Влияние мелкой моторики на развитие устной и письменной речи" автором была поставлена цель изучить вопрос профилактики речевых нарушений и письменной речи учащихся через развитие мелкой моторики. В работе проводится сбор информации, осуществляется определение моторики, рассматриваются виды моторики (крупная и мелкая).
Подробнее о работе:
В исследовательском проекте по начальной школе "Влияние мелкой моторики на развитие устной и письменной речи" ученица 1 класса описывает теоретические сведения о моторике, изучает популярные методики развития мелкой моторики у детей и ее влияние на развитие устной и письменной речи. В проекте показывается профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики у детей.
В исследовательской работе в начальной школе "Влияние мелкой моторики на развитие устной и письменной речи" автором предложены способы определения уровня развития мелкой моторики у детей и варианты ее развития для каждого уровня.
Оглавление
Введение
1. Определение моторики.
2. Крупная и мелкая моторика.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики.
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В.А. Сухомлинский
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Эти слова часто звучали на уроках обучения чтению и письму в первой четверти, когда мы только начинали учиться писать и проводили пальчиковую гимнастику.
У многих учащихся нашего класса не получались элементы букв и буквы, они плакали, отказывались работать, а на уроке обучения чтению отвечали односложно, не умели задавать вопросы, пересказывать тексты. И мы решили изучить в нашей работе, как влияет мелкая моторика на развитие устной и письменной речи.
Действительно, двигательная активность рук влияет на развитие речи и письма ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Развитие мелкой моторики рук детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным.
Работа с различными предметами, материалами, игрушками (сшитыми своими руками) расширяют возможности ребенка, развивают пространство воображения, творческие способности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.
Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этом помогут нетрадиционные методы на уроках обучения чтения и письма.
Развитие мелкой моторики у детей школьного возраста позволяет сформировать координацию пальцев рук, развить речевую деятельность и письменную речь, что волнует детей, учителей и родителей, поэтому эта тема особенно актуальна.
Необходимость изучения данной темы подтверждает и тот факт, что число детей с нарушением речи, с каждым годом возрастает.
Гипотеза: Существует ли связь между мелкой моторикой письменной и устной речью.
Цель работы: профилактика речевых нарушений и письменной речи учащихся через развитие мелкой моторики.
Объект исследования: учащиеся 1 В класса МКОУ МСОШ №1
Задачи исследования:
- Проанализировать специальную литературу по теме исследования.
- Выявить роль мелкой моторики в развитии детей младшего школьного возраста.
- Провести наблюдения и исследования по данной теме.
- Изучить методику развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в процессе организации нетрадиционных методов.
- Составить рекомендации и советы ученикам и родителям нашего класса для развития мелкой моторики.
Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ и обобщение литературных источников, интернета, отражающих состояние исследуемой проблемы, эксперимент.
Считаем, что работа имеет практическую значимость. Все желающее могут познакомиться с материалами данной работы для того, чтобы научиться пользоваться нетрадиционными методами, которые помогут младшим школьникам развивать мелкую моторику.
Определение моторики
Знакомство с окружающим миром для правильного развития ребенка происходит при помощи двигательной активности. Детям необходимо непросто видеть и смотреть на предметы, но и выделять какие-то важные вещи, уметь слышать взрослых и выполнять их советы и рекомендации.
Из психологических словарей попробуем узнать, что же такое моторика. В большом психологическом словаре, составителем которого является В. Зинченко, под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В словаре практического психолога С.Ю. Головина говорится, что моторика – это двигательная активность человека.[9]
Т.Ф. Ефремова в толковом словаре – психологическом рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны физиологические и психологические проявления. [9]
Моторика – это движение. А без движения, как известно, невозможно развиваться в полной мере и с различных сторон.
Крупная и мелкая моторика
Моторику делят на два вида: крупная и мелкая.
Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить. [2, 24]
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. [1,16]