Счётная терапия для развития мелкой моторики
Счётная терапия
Для развития мелкой моторики мы использовали счёты, которые являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца XX века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили калькуляторы. Счёты помогают снять эмоциональное напряжение у детей. С помощью костяшек мы массируем запястья, кисти рук: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.[6]
Используя нетрадиционные методы в работе, позволили нам помимо развития мелкой моторики формировать у учащихся нашего класса положительную мотивацию, познавательную активность и творческое воображения, совершенствовать навык зрительного и слухового восприятие, развивать чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности, развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
Кроме того сочетание приемов позволило нам разнообразить уроки, сделать каждый урок насыщенным и интересным, ведь предлагаемые игры и упражнения можно проводить стоя, сидя за партой, в кругу, передвигаясь по классу, что позволяет распределять нагрузку на детей на протяжении всего урока.
При наблюдении за учениками нашего класса в третьей четверти, замечаем нарушение речи у 4 человек – это на 4 человека меньше, чем в 1 четверти. Эти учащиеся не работают на уроках или при ответе используют только односложные слова, не умеют составлять предложения, на уроках письма у них не получается писать правильно буквы слова, предложения, не могут писать под диктовку, списывать тексты – это говорит о том, что у учеников не развита мелкая моторика.
На основании данных, полученных в ходе обследования мелкой моторики в 3 четверти, можно сделать следующие выводы:
- высокий уровень развития мелкой моторики (4-5 баллов) у 6 человек нашего класса – это на 1 больше, чем в первой четверти;
- средний уровень развития мелкой моторики рук (6-8 баллов) у 17 учащихся нашего класса – это на 8 больше, чем в первой четверти;
- низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у 2 учащихся – это на 7 человек меньше, чем в 1 четверти.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи детей и играет важную роль, поэтому мы разработали памятку для детей «Пальчиковые шаги», где собрали пальчиковые игры для развития мелкой моторики.
Выводы: Данные упражнения развивают у детей не только мелкую моторику, точную координацию, но и формируют зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и устной речи. Проводимые задания и игры по формированию мелкой моторики являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Во время проведения наблюдений и обследования уровня развития мелкой моторики в 3 четверти за учащимися нашего класса мы обратили внимание на то, что работа по развитию мелкой моторики дала положительные результаты. Ученики научились отвечать на уроке, строить предложения, пересказывать тексты и инсценировать, самостоятельно списывать, писать под диктовку, запоминать скороговорки, стихотворения. А есть ребята с низким уровнем развития мелкой моторики, которым еще надо продолжать работать над двигательной активностью пальцев рук.
Заключение
Все профилактические меры, которые приняты вовремя, помогают развивать устную и письменную речь. Ведь совершенствование мелкой моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений устной и письменной речи у детей обусловлен тем, что они играют важную роль в жизни человека: стимулируют его психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Необходимость введения профилактической работы по развитию мелкой моторики в младшем школьном возрасте очевидна, сегодня для всех.
Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждаяи исправляя различные нарушения.
В результате своего исследования мы подтвердили гипотезу о том, что между мелкой моторикой и развитием устной и письменной речи существует прямая связь: хорошо сформированная мелкая моторика – залог красивой речи, грамотного письма. При этом мы исследовали лишь некоторые методы, влияющие на развитие мелкой моторики.
Исследование можно продолжить и выявить, как изменятся речевые функции во втором классе. Но нам стало ясно одно, что для нормальной работы головного мозга нужно иметь хорошо работающие руки. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека.
Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Поэтому советую всем, кто еще не задумался над этим, вспомнить поговорку: «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло».
Список использованных источников
- Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – П.: 2000.-141 с.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.- М.:1973.-123 с.
- Семенович А.В. Комплексная методика психомоторной коррекции.– М.: 1998. – 80 с.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей.– М.: 2003.-128с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.– М.: 2003.-90с.
- Википедия. Свободная энциклопедия.- [Электронный ресурс
Приложение 1
Приложение 2
Таблица 1 (Определения уровня развития мелкой моторики, 1 четверть)
№ п/п | Ф.И. | Дорожка | Фраза | Точки | Штриховка | Всего | Уровень развития |
1. | Абишев Николози | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | низкий |
2. | Ануфриева Ксения | 2 | 3 | 2 | 1 | 8 | средний |
3. | Бэллер Софья | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | высокий |
4. | Бокк Виктория | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | средний |
5. | Горбунов Никита | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | низкий |
6. | Грачев Антон | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | низкий |
7. | Драгунов Николай | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | средний |
8. | Задворский Олег | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | низкий |
9. | Иванов Ярослав | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
10. | Кривов Владислав | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | низкий |
11. | Кривоносов Александр | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | средний |
12. | Кривоносов Ирина | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | высокий |
13. | Козлова Мария | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
14. | Курьянов Павел | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
15. | Кусаинова Айша | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | низкий |
16. | Мартыненко Николай | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
17. | Меркер Леонид | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | низкий |
18. | Мочалов Дмитрий | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | низкий |
19. | Мухортов Владислав | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | низкий |
20. | Ритер Виталий | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | низкий |
21. | Саблин Кирилл | 2 | 3 | 2 | 1 | 8 | средний |
22. | Талочкина Карина | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 | средний |
23. | Филипович Вероника | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
24. | Холматов Михаил | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | средний |
Качество выполнения предложенных упражнений оценивалось по трехбалльной шкале.
«1» балл – с заданием справился;
«2» балла – с заданием справился частично;
«3» балла – с заданием не справился.
Минимальное число по всем заданиям составляет 4 балла, от 4 до 5 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. От 6 до 8 баллов, что соответствует среднему уровню развития мелкой моторики. Максимальное же число – 12 баллов, от 9 до 12 баллов, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.
Приложение 3
Таблица 2 (Определения уровня развития мелкой моторики, 3 четверть)
№ п/п | Ф.И. | Дорожка | Фраза | Точки | Штриховка | Всего | Уровень развития |
1. | Абишев Николози | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | средний |
2. | Ануфриева Ксения | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | средний |
3. | Бэллер Софья | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
4. | Бокк Виктория | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
5. | Горбунов Никита | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | средний |
6. | Грачев Антон | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | средний |
7. | Драгунов Николай | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | средний |
8. | Задворский Олег | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | низкий |
9. | Иванов Ярослав | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
10. | Кривов Владислав | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
11. | Кривоносов Александр | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | средний |
12. | Кривоносов Ирина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
13. | Козлова Мария | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
14. | Курьянов Павел | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
15. | Кусаинова Айша | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
16. | Мартыненко Николай | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | средний |
17. | Меркер Леонид | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
18. | Мочалов Дмитрий | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | низкий |
19. | Мухортов Владислав | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | средний |
20. | Ритер Виталий | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | средний |
21. | Саблин Кирилл | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | средний |
22. | Талочкина Карина | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | средний |
23. | Филипович Вероника | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | высокий |
24. | Холматов Михаил | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 | средний |
Качество выполнения предложенных упражнений оценивалось по трехбалльной шкале.
«1» балл – с заданием справился;
«2» балла – с заданием справился частично;
«3» балла – с заданием не справился.
Минимальное число по всем заданиям составляет 4 балла, от 4 до 5 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. От 6 до 8 баллов, что соответствует среднему уровню развития мелкой моторики. Максимальное же число – 12 баллов, от 9 до 12 баллов, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.