Развитие мелкой моторики
Движение пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет совершенствовал работу руки и пальцев.
Его первой формой общения были жесты, затем начавшие сочетаться с возгласами, выкриками. По ходу развития руки происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека, т.е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.[3,67]
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев.
Также установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.[3,21]
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. [4,8]
При наблюдении за учениками нашего класса в первой четверти, замечаем нарушение речи у 8 человек – это отклонение от речевой нормы. Это в дальнейшем препятствует речевому общению со сверстниками, они не работают на уроках или при ответе используют только односложные слова, на уроках письма отказываются писать – это говорит о том, что у учеников не развита мелкая моторика.
Было проведено обследование учащихся нашего класса в конце первой четверти по определению уровня развития мелкой моторики. На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы:
- высокий уровень развития мелкой моторики (4-5 баллов) у 5 человек нашего класса;
- средний уровень развития мелкой моторики рук (6-8 баллов) у 9 учащихся нашего класса;
- низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у 9 учащихся нашего класса.
Выводы: Результаты обследований показывают, что уровень развития мелкой моторики у учащихся нашего класса средний и низкий. Это говорит о том, что ученикам трудно логически рассуждать, трудно запоминать скороговорки и стихотворения, так как недостаточно развита память, внимание.
Не у всех получается ответить на уроке правильно, так как не развита связная речь, многие испытывают трудности на уроках обучения письма, не умеют самостоятельно писать, а если пишут, то элементы букв и буквы не получаются или не помещаются в строчку – это говорит о том, что не развита письменная речь.
Профилактика речевых нарушений и письменной речи через развитие мелкой моторики
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
И.П. Павлов
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной.
Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи». Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.[1,76]
Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики (штрихование, изобразительная деятельность - лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов по начерченным на бумаге линиям, ручной труд, пальчиковый массаж, гимнастика) активно на занятиях применяли нетрадиционные методы.
Использование развивающих игрушек
Мы изготовили вместе с родителями игрушки - это герои наших любимых мультфильмов, сказок, игр, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития устной и письменной речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.
Ни для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с куклами, они развивают у ребенка воображение, любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью.
Пальчиковые игры с куклами-носочками
Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Главная цель этих игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных игр - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. [5,34]
Основным массажным приемом в этих играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью крупы, которая находится внутри куклы-носочка, данные упражнения сопровождаются стихотворным текстом или выполняются под музыку.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на уроке. А это в свою очередь, способствует более полному и свободному самовыражению детей, их открытости.
Ниткопись
Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру букв, нанесенных на бархатную бумагу. Для занятий берем ворсистые нитки. Ребенок кладет на бархатный лист бумаги нитку и слегка прижимает ее пальчиками по всей длине. Нитка хорошо прикрепляется к бумаге и легко от нее отделяется. Это позволяет ребенку исправлять свои ошибки, добиваясь хороших результатов и запоминать буквы, что развивает память.
Ниткопись мы использовали на уроках обучению чтению при изучении букв, которые выкладывали при помощи ниток на бархатной бумаге.