Автор исследовательской работы по литературе на тему "Образ цветов в произведениях писателей-сказочников" использовал в качестве материала исследования сказки таких знаменитых русских авторов, как С.Т. Аксакова, В.П. Катаева, А.П. Платонова, Л. Гераскина и других писателей. В проекте автор дает характеристику образа цветов и их значения в контексте произведения с точки зрения языка цветов.
Подробнее о работе:
Учебный исследовательский проект по литературе "Образ цветов в произведениях писателей-сказочников" содержит исследование выразительности семантики в сказках, достигнутой с помощью использования в тексте образов цветов, введенных в контекст произведения с учетом истории названия цветов, их происхождения и значения на языке цветов.
Оглавление
Введение
1. Легенды и мифы о цветах.
2. Цветок как литературный образ.
3. План работы над проектом «Составление альбома «Литературный гербарий».
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о цветах. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов, цветы были созданы всемогущими богами, которые покровительствовали цветам.Цветы воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью мифах и легендах.
Не только древние авторы, но и русские, и зарубежные писатели затрагивали эту тему в своих произведениях. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. Испокон веков поэты уподобляли женскую красоту хрупкой и нежной прелести цветка.
А "язык цветов", способный выразить тончайшие оттенки чувств, при встрече заменял слова самых пылких признаний. Цветы помогали им вести молчаливый диалог, выражать сложную гамму переживаний. На «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным в произведении - о душе своего героя, о его сложных отношениях с миром природы и людей.
В работе нами будут рассмотрены и проанализированы следующие произведения: сказки Степана Аксакова «Аленький цветочек», Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик», Лии Гераскиной «Синий цветочек для мамы», ХансаКристиана Андерсена «Снежная королева», рассказ Евгения Носова «Живое пламя»,Андрея Платонова «Цветок на земле», а также некоторые легенды и мифы разных народов.
Гипотеза: правда ли, что для того, чтобы понять глубину произведения, авторский замысел, нужно знать символический смысл, который вкладывали писатели в образ цветка.
Цели: проанализировать использование мотивов и образов цветов в произведениях рассмотренных нами писателей-сказочников, создать альбом «Сказочный гербарий».
Задачи проекта:
- Изучить легенды, предания, связанные с цветами.
- Ознакомиться с выбранными для анализа литературными сказками, в которых встречается упоминание о цветах.
- Выявить художественный смысл образов цветов в русской сказочной литературе
- Систематизировать полученные результаты, создав альбом «Литературный гербарий».
Методы исследования:
1. Поисковый метод.
- Изучение научной литературы по теме.
- Сбор данных о произведениях литературы и фольклора, в которых встречается упоминание о цветах.
2. Аналитический метод
- Анализ художественного текста.
- Сбор и систематизация материалов
- Исследование "языка цветов"
3. Статистический метод
- составление таблиц и диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализа
4. Практический метод
- создание сборника «Литературный гербарий» с использованием разных источников;
Актуальность данной темы проекта заключается в том, что она знакомит с цветами, с народным и литературным творчеством, мифами народов разных стран, позволяет сравнить мировосприятие разных народов, их культуру и отношение к окружающему миру.
Эта исследовательская работа показывает связь литературы, биологии, истории, может быть использована на уроках литературы, истории, русского языка, тематических классных часах, в том числе и в начальной школе.