План работы над проектом о цветах в сказках
3. План работы над проектом
Этапы | Занятия | Задачи | Вид деятельности |
1 этап | 1 занятие | Изучить литературу по теме «Откуда произошли названия цветов?» | Чтение мифов, легенд народов мира
Работа с терминологией |
2 занятие | Выбрать некоторые виды цветов, о которых прочитала в мифах | Составление списка- перечня цветов
Работа с терминологией |
|
2 этап | 3 занятие | Прочитать произведения писателей | Чтение произведений:
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» В.П. Катаев «Цветик-семицветик» А.П. Платонов «Цветок на земле» Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы» Е.И. Носов «Живое пламя» Х.К. Андерсен «Снежная королева» |
4 занятие | Проанализировать роль цветов в произведениях писателей | Написание теоретической части работы | |
3 этап | 5 занятие | Познакомиться с научными сведениями о значении, строении цветов, а также средой их выращивания.
Выбрать необходимый для составления альбома материал |
Чтение информации о выбранных цветах, подбор этой информации
Работа с терминологией |
6 занятие | Занести отобранный материал, подобрать иллюстрации | Работа в сети Интернет
Внесение выбранного материала в проектную работу. Подбор иллюстраций |
|
4 этап | 7 занятие | Провести опрос среди учащихся класса | Составление вопросов анкеты |
8 занятие | Проанализировать собранный материал | Составление графиков, таблиц | |
5 этап | 9 занятие | Сделать выводы по анализируемому материалу | Внести выводы по отобранному для теоретической части материалу в альбом |
6 этап | 10 занятие | Работать над составлением альбома | Отформатировать собранный материал, разместить его на листе А4 (титул, готовые страницы) |
11 занятие | Напечатать готовый альбом | Презентация готового альбома |
Заключение
Мифы, предания, легенды о цветах позволили нам заглянуть в прошлое и многое узнать о происхождении цветов и об отношении к цветам наших предков, заставили нас прийти к следующему выводу:
1. В течение многих веков цветок использовался как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств. Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные зацветами, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.
2. Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.
Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений. Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи
3. Я обнаружила множество интересных мифов и легенд, связанных с цветами, их возникновением и историей. При опросе в школе я выяснила, что 76% опрошенных любимым цветком считают розу, 12% -тюльпан, 4% - ромашку, 3% -ландыш, 2% - василёк, 3% - другие цветы..
4. Я прочитала рассказы и авторские сказки, в которых используются образы цветов. В моей работе подтвердилась гипотеза: в детских рассказах и сказках на «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным.
5. Я обнаружила, что цель использования образов цветов может быть разной.
- Цветы – волшебные помощники героев сказок (В. Катаев «Цветик-семицветик», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»).
- Цветы – символы любви, верности, подвига, бескорыстности (Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы», С.Аксаков «Аленький цветочек», Е.И.Носов «Живое пламя»).
- Цветок – труженик, пример для подражания, ведь он из серого праха земли рождает красоту, так и человек способен, работая над собой, явить миру красоту своей души (А.Платонов «Цветок на земле», «Неизвестный цветок»).
6. Собранный мною материал интересен, актуален. Его можно применить на уроках и классных часах.
Библиография
- Токмакова И.П., Скандинавские легенды. - М.: Эксмо, 2002.
- Животные, растения. Мифы и легенды. - М.: Аванта+, Астрель, 2007.
- Волшебный мир цветов. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1997.
- Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. М. Педагогика-Пресс. 1998.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - СПб.: Альфарет, 2006.
- Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. - М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004.
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Образ цветов в произведениях писателей-сказочников "