Проект "Что такое басни?"
В процессе исследовательской работы "Что такое басни?" учеником 4 класса начальной школы была поставлена цель узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники. В проекте освещается биография известных баснописцев, раскрывается структура, язык и мораль известных басен.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе "Что такое басни?" автор рассуждает на тему, почему басня не является востребованным и популярным жанром в литературе среди современных писателей и читателей, проводит социологический опрос, а также приходит к умозаключению о том, что с помощью басни можно в непринужденной и юмористической форме указать человеку на его ошибки и помочь их исправить.
В предложенном проекте в начальной школе "Что такое басни?" автором предполагается, что басни стали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена. В исследовательской работе представлены выдающиеся писатели-басенники в хронологическом порядке их жизни и творчества.
Оглавление
Введение
1. История возникновения басен.
- Персонажи басен
- Cтруктура басен
- Язык басен
- Мораль басен
2. Проведение анкетирования. Интервью.
3. Анализ, обобщение.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Образ дедушки Крылова возникает в моём воображении, ещё не вполне осознанный , но бесконечно близкий и родной , чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями.
На уроках литературного чтения мы изучали басни Крылова. Чудесный мир басен мне стал интересен, и я захотел узнать: кто ещё сочинял басни, кто написал первую басню, сочиняют ли их сейчас?
Я посоветовался с учителем , и мы решили найти ответы на эти вопросы , проведя исследовательскую работу.
Актуальность. С басней мы знакомимся со второго класса. Учим и тут же забываем.Басня не является популярным жанром . Почему? Наверное , потому что воспринимается только как нравоучение. А может быть мы о ней мало знаем?! Что такое басня , откуда она пришла , кто писал басни, и пишет их сейчас ? Попробуем в этом разобраться.
Цель исследования: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.
Задачи исследования:
- выяснить, что такое басня;
- провести опрос среди детей и взрослых с целью 1) выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают; 2) обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни в разные времена».
Методы исследования: - изучение и анализ
источников информации; - проведение интервью, анкетирование.
Объектом исследования является басня в литературе.
Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.
Гипотеза исследования: предположим, что басни стали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.
Этапы работы:
- работа со словарём;
- работа с литературой, интернет-ресурсами;
- проведение анкетирования, интервью;
- обобщение, выводы.
1. Из истории возникновения басен
Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни.
Что же такое басня?Для начала я решил выяснить определение этого слова. Для этого я воспользовался «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.
1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2) Вымысел, выдумка.
Басня - это сказка, обычно в форме короткой истории, которая предназначена для изучения и получения читателем морального урока. Басня является вымыслом, то есть история, рассказанная в ней, не происходила на самом деле, хотя, некоторые басни могли быть основанными на реальных событиях. Басни развлекали детей по всему миру на протяжении многих веков, и каждая делилась особыми знаниями, которые и делали ее басней.
В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.
Так, когда же она появилась, кто был первым автором, и пишут ли басни сейчас? За ответом я отправился в школьную библиотеку, как выяснилось здесь можно найти любую информацию. Тамара Александровна подобрала для меня справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники.
Также, я подобрал художественную литературу – басни из книг разных баснописцев. В сборе информации мне помог Интернет.
Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений.
Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым. Произведения раба составлялись в сборник под названием “Эзоповы басни”. Их переписывали, изучали в школах.
Как и большинство басен, истории Эзопа больше были похожи на пересказанные истории из множества источников. Говорили, что Эзоп рассказывал настолько занимательные истории, что этим заполучил свободу.
Его рассказы настолько сильно полюбили дети, что они путешествовали и передавали их из уст в уста, до тех пор, пока кто-то, в определенный исторический момент, наконец, начал их записывать.
С тех пор они стали излюбленными сказками на ночь, которые читают детям во всем мире. Стоит отметить, что ученые отследили происхождение басен и пришли к выводу, что они появились задолго до Эзопа, а именно, в 1800 году до нашей эры.
Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.
Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.
В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».
В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.
Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова.
Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русскимЛафонтеном”.
Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца.Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть. Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.
Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.
И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.
В 1779 году Иван Иванович анонимно издал сборник «Басни и сказки NN», позже доставивший ему литературную известность.Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье бедного армейского капитана. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.
Самый известный русский баснописец. Басни Крылова нам знакомы с детства. И вряд ли в России найдется человек, который не знает такие басни Крылова, как «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», как правило, эти произведения родители начинают читать детям с самого раннего возраста.
Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.
С середины XIX века басенное творчество стало угасать.
А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков.
Наибольшую известность С.В. Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».
В ходе моего исследования я выяснил, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом нам помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но я решил остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.
Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.
Печатался в журналах «Поэзия», «Золотая строка московии» (где главным редактором был С.В. Михалков), «Золотая Строфа», а так же в многочисленных сборниках по российским регионам.
Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.
Название книги – «От Эзопа до наших дней», подчеркивает преемственность творчества Владимира Холменко с богатейшим наследием лучших зарубежных и российских мастеров жанра, начиная от его создателя – легендарного Эзопа. К сожалению басни современных баснописцев в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.