Характеристика басен
Персонажи басен
Обычно персонажами в баснях являются животные, которые могут говорить, думать и вести себя как люди. В каждой истории, как правило, есть два или три таких персонажа, которые сталкиваются с трудностями, с которыми люди сталкиваются каждый день. Часто персонажи в баснях стереотипны и обладают слабыми и сильными сторонами людей.
Примером типичных персонажей в баснях могут быть смелая мышь, мудрая сова или же хитрая лиса. Используя простых персонажей, в басне устраняется необходимость в сложных личностях и с помощью этого детям проще сосредоточиться на моральной стороне истории.
Структура басен
Как и любая история, басня состоит из начала, середины и конца. Так как большинство басен ориентированно на детей, структура их простая и понятная. Начало знакомит нас с главными персонажами, которые обычно представляют собой героя и злодея. Вначале так же рассказывается о ключевом моменте, послужившем основой конфликта или проблемы, которые должен преодолеть главный герой.
В басне «Черепаха и Заяц» медленная Черепаха должна выиграть гонку, опередив быстрого Зайца. По достижению середины басни мы понимаем, как главный герой стремится разрешить этот спор. Например, черепаха терпеливо ползет вперед, в то время как заяц со скоростью проносится мимо нее.
В конце концов, главный герой одерживает победу. Эти три части басни объединяются, чтобы научить детей морали в повседневной жизни. На примере басни «Черепаха и Заяц» мы узнаём, что лучше не торопиться и делать свое дело без суеты, и что терпение – это преимущество и добродетель.
Язык басен
Басни написаны простым языком, часто простыми словами и короткими предложениями, так что дети любого возраста смогут их прочитать и понять. Они могут быть написаны как в стихах, так и в прозе, как и большинство историй. Если басня написана в форме стихотворения, то это будет более интересным и запоминающимся для детей. Диалоги, используемые в басне, часто ставят вопросы, которые в свою очередь должны привести историю к морали.
Мораль басен
Основная задача басен – преподать детям урок о преодолении слабостей. Они также иногда используются как средства юмора, чтобы подшучивать над авторитетными личностями. Мораль басни завершает историю кратким заявлением, которое обычно представляет собой полезную мудрость. К примеру, мораль басни «Новое платье короля» состоит в том, что честность – лучшая политика.
Анкетирование. Интервью о баснях
Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, я провел анкетирование среди детей и взрослых.Я опросил 20 детей и 20взрослых. Возраст опрашиваемых от 8 до 50 лет.
Анкету заполнили ученики 2-4 классов, а также родители моих одноклассников.
Вопросы анкеты:
- Любите ли вы читать басни? Почему?
- Каких баснописцев Вы знаете?
- Какие басни Вы знаете?
- Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?
Анализ. Обобщение результатов анкетирования о баснях
Как мы видим, басни любят читать и дети, и взрослые. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас жить правильно». Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.
А самые популярные басни как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».
Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут.
Но есть и те, которые сомневаются.
Результаты анкетирования помогли мне убедиться, что тема моего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.
Заключение
В ходе моего исследования я выяснил, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев в разные времена.
Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.
В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.
Я долго думал, каким образом удобнее всего представить факты об известных баснописцах прошлого и настоящего.
Обобщая факты, полученные в ходе моего исследования, вместе с учителем мы решили построить ленту времени «Басни в разные времена», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили.
«Басни в разные времена»
Все поставленные задачи моего исследования были решены.
Гипотеза исследования подтвердилась, я пришёл к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека в разные времена.
Список использованной литературы
- Лучшие басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.
- Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.
- Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.
- Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Проект "Что такое басни?""