Анализ зависимостиуровня физического развития учащихся от типа питания в образовательном учреждении на примере МНБОУ “Лицей № 76»
Несбалансированное питание школьников отрицательно сказывается на показателях их физического развития: у 21-23% детей среднего школьного возраста выявляется дефицит массы и у 3-4% школьников длины тела относительно возрастных стандартов. С увеличением возраста школьников наблюдается достоверно выраженный рост числа подростков с избыточной массой тела. (см. литературу № 6)
Анализ зависимости уровня физического развития учащихся от типа школьного питания, проведенный проведен среди учащихся 7-х классов, которым соответствует возраст 13-14 лет, на базе МНБОУ «Лицей № 76», показал значительные различия среди школьников, регулярно получавших горячие комплексные обеды в школе и предпочитающих школьное питание в свободном выборе (табл. 1, 2).
Таблица 1. Показатели физического развития группы учащихся, получающих школьное питание в свободном выборе
№ | Ф.И | Показатели физического развития | |||||
Рост, см | Вес, кг | ИМТ
(Индекс Кетле) |
Прыжок в длину с места, м | Челночный бег 3х10м, сек | Наклон вперед, см | ||
Мальчики | |||||||
1 | Токарев Илья | 172 | 54 | 18,2 | 1,92 | 8,2 | 3 |
2 | Хайдаров Марат | 168 | 49 | 17,4 | 2,30 | 7,6 | -5 |
3 | Карцев Антон | 162 | 57 | 21,7 | 1,69 | 8,4 | 5 |
4 | Никетенко Антон | 160 | 59 | 23 | 1,60 | 9,2 | 4 |
5 | Ланин Георгий | 164 | 65 | 24,2 | 2,19 | 8,1 | 11 |
6 | Чернигов Николай | 167 | 46 | 16,5 | 1,98 | 8,8 | 11 |
8 | Мелканян Давид | 170 | 69 | 23,9 | 1,50 | 9,4 | -5 |
M±m | 166,5 ±1,5 | 58,0±2,9 | 20,9±1,1 | 1,83±0,11 | 8,6±0,2 | 2,4±2,4 | |
Девочки | |||||||
1 | Филатова Ксения | 169 | 58 | 20,3 | 1,50 | 9,5 | 3 |
2 | Комарова Полина | 165 | 57 | 20,9 | 1,30 | 9,9 | 3 |
3 | Ульянова Наталья | 163 | 59 | 22,2 | 1,46 | 9,1 | 4 |
4 | Гараева Ксения | 168 | 62 | 22,0 | 1,40 | 9,3 | 14 |
5 | Бобкова Юлия | 162 | 45 | 17,1 | 1,95 | 7,7 | 5 |
6 | Хомичева Эльвира | 159 | 43 | 17,0 | 1,75 | 9,1 | 8 |
7 | Голуб Екатерина | 170 | 64 | 22,1 | 1,80 | 8,0 | 4 |
8 | M±m | 165,4±1,3 | 55,5±3,0 | 20,2±0,7 | 1,60±0,08 | 8,9±0,3 | 5,9±1,3 |
Таблица 2. Показатели физического развития группы учащихся, получающих школьное питание в виде комплексных обедов
№ | Ф.И | Показатели группы учащихся, | |||||
Рост, см | Вес, кг | ИМТ
(Индекс Кетле) |
Прыжок в длину с места, м | Челночный бег 3х10м, сек | Наклон вперед, см | ||
Мальчики | |||||||
1 | Кузнецов Сергей | 160 | 45 | 17,6 | 1,75 | 7.8 | 5 |
2 | Егоров Андрей | 169 | 48 | 16,8 | 1,88 | 7.4 | 4 |
3 | Саранчук Сергей | 165 | 48 | 17,6 | 1,95 | 7.9 | 8 |
4 | Гавриленков Евгений | 167 | 41 | 14,7 | 1,80 | 8.1 | 4 |
5 | Теплюк Роман | 169 | 63 | 22,0 | 1,80 | 8.5 | 10 |
6 | Филин Олег | 166 | 45 | 16,3 | 1,93 | 7.9 | 7 |
8 | Колпаков Евгений | 178 | 59 | 18,6 | 2,10 | 7.5 | 9 |
M±m | 167,1±1,9 | 49,5±2,6 | 17,7±0,7 | 1,88±0,39 | 7,9±0,1 | 6,5±0,8 | |
Девочки | |||||||
1 | Низоленко Ангелина | 159 | 37 | 14,6 | 1,70 | 8.8 | 12 |
3 | Воеводина Екатерина | 165 | 48 | 17,6 | 1,92 | 7.6 | 10 |
4 | Сладких Анастасия | 170 | 46 | 15,9 | 1,87 | 8.9 | 6 |
5 | Кругляк Алина | 163 | 42 | 15,8 | 1,80 | 8.4 | 14 |
6 | Лазарева Анастасия | 160 | 51 | 19,9 | 1,68 | 8.9 | 4 |
7 | Копалова Анна | 171 | 55 | 18,8 | 2,00 | 7.7 | 6 |
8 | Аксёненко Татьяна | 168 | 52 | 18,4 | 1,81 | 8.6 | 4 |
M±m | 165±1,5 | 46,9±2,1 | 17,2±0,7 | 1,82±0,38 | 8,3±0,2 | 7,9±1,3 |
При отсутствии различий средних ростовых показателей, масса тела учащихся в двух группах, как и индекс Кетле, достоверно отличались (рис. 2).В группе учащихся, регулярно получающих комплексное питание, средний показатель индекса практически соответствовал средневозрастной норме (17,4-20,4 – мальчики; 17,1-20,8 - девочки).
Среди девочек и мальчиков этой группы 50% имело гармоничное физическое развитие и телосложение.Низкое значение индекса свидетельствует о негармоничном телосложении с нехваткой или дефицитом массы тела, среди них 37 % мальчиков и 50 % девочек. Высокая цифра индекса Кетле свидетельствует о негармоничном телосложении с избытком массы тела или об ожирении.В группе с комплексным питанием был выявлен один учащийся стакой проблемой.
В группе учащихся, посещающих школьный буфет, средние показатели массы тела и индекса Кетле были значительно выше. Среди 8 мальчиков только у 2 (25%) индекс массы тела полностью соответствовал возрастным нормам, у 5 (62,5%) превышала 1 (12,5%) был низким. Среди девочек данной группы гармоничное физическое развитие и телосложение имело 3 человека (37,5 %), у 4 (50%) был выявлен избыток и 1 (12,55) - дефицит массы тела.
Таким образом, учащиеся, питающиеся на протяжении нескольких лет в буфете, имеют большую массу тела и соответственно, достоверно более высокий индекс массы тела, характеризующий степень гармоничности телосложения. Связано это, в первую очередь, с преимущественным выбором продуктов, содержащих большое количество жиров и легкоусвояемых углеводов (пицца, пирожное, сладкая газированная вода и т.д.).
Физическая подготовленность общепризнанно считается одним из показателей, отражающих качество физического здоровья и уровень двигательной активности подрастающего поколения.
Оценка физических качеств учащихся проводились по параметрам скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места); ловкости (челночный бег 3х10м) и гибкости позвоночника(сгибание туловища из положения сидя на полу).
Отмечено, что у школьников, предпочитающих питание в буфете, выявляется достаточно высокий удельный вес лиц с низким уровнем скоростно-силовых способностей, ловкости и гибкости позвоночника. Интересно отметить, что у учащихся в этой группе практически по всем контрольным тестам доля лиц, не справляющихся с нормативами, статистически значимо выше, чем в группе школьников, получающих регулярное горячее питание.
Таким образом, оценка развития физических качеств выявила проблемы в группе детей, не получающих регулярно горячего питания в школе. Характерно, что всего лишь одна третья часть учащихся в этой группе выполняет тестовые задания на гибкость позвоночникана нормативном уровне. Серьезность проблемы обусловлена тем, что школьники с низким уровнем физической подготовленности в большей степени, чем лица с высоким уровнем указанного показателя, подвержены риску возникновения нарушений здоровья.