1.8. Отличие познавательной функции в повести и киноверсии.
Если в повести «Приключения Электроника» познавательная функция является ведущей, то киноверсия книги Е. Велтистова сильно отличается от литературного первоисточника.
Сергей Сыроежкин в книге обладает любознательностью, развитым воображением, высоким интеллектом, то в фильме этот герой проходит большой путь к пониманию необходимости самостоятельно учиться и добиваться личного успеха.
Конечно, герой остается положительным и в кинофильме, но его жизненные установки и отношение к интеллектуальному труду совсем другое. Сыроежкин в фильме приближен к простому школьнику-подростку с его возрастными проблемами самоопределения и самоутверждения.
В книге Сергей осмысленно учится, подходит к выбору своей учебной деятельности в роли программиста или монтажника с интересом и со свойственным мальчишкам любопытством к современной технике. Но оба героя получились дружелюбными, веселыми и привлекательными как для читателя, так и для кинозрителя.
Электроник в основе своей остался таким же – умной о настроенной на добро машиной. Но в книге он описан как робот со всеми подробностями его внутреннего устройства и программирования, а в фильме это остается загадкой для зрителя.
Книжный Электроник, по-моему мнению, более интересный и реалистичный, а киногерой напоминает клона только что рожденного и обучающегося основам человеческого бытия. Электроник в повести – это и робот, и друг, и помощник человека, до самого конца книги остающийся ребенком, так как в отличие от Сергея Сыроежкина он не растет.
А Электроник в фильме мало походит на умную машину, а более всего на электронного рыцаря. Его образ получился, на мой взгляд, излишне романтичным, что должно быть свойственно человеку, но не машине. Возможно, это яркое отличие Сыроежкина и Электроника в кинофильме специально придумано для более контрастного описания характеров главных героев.
Кинозритель получает возможность познать психологию поведения человека, понять характеры главных героев и, возможно, мотивы собственного поведения. Описание главных героев в книге тоже яркое, но более полное. Литературное произведение, состоящее из нескольких частей, дает эту возможность, тогда как кино использует сжатые, но не менее выразительные приемы передачи главной мысли автора – робот должен управляться человеком во благо, а человек, вооруженный наукой обязан думать о последствиях своей деятельности.
Таким образом, познавательная функция в книге и в киноверсии выполняют свою важную роль: читатель и зритель думают, рассуждают, спорят, делают выводы, получают сильную мотивацию для собственной познавательной деятельности.
1.9. Познавательная функция в реалистичной литературе и в фантастике.
Когда читаешь фантастическую литературу, особенно научно-популярного характера, то кажется, что героем произведения выступают не люди с их проблемами, а некая научная гипотеза или научно-фантастическая идея.
В реалистической литературе любого жанра всегда в центре стоит человек и его личностный мир. По этой причине очень долгое время жанр фантастики считался низким жанром. Но чтение фантастики требует определенной интеллектуальной подготовленности и наличия собственного воображения.
В фантастической литературе часто встают и вопросы морали, проблемы психологии человека, поведения людей в экстремальных ситуациях. Кроме фантастических идей в фантастике описываются общественные проблемы человечества.
Часто метафизика, необъяснимое и, на первый взгляд, нереальное сосуществует с реальным, обыденным и простым в понимании. Все это присутствует в книге Е. Велтистова: реалистичные герои из нашей жизни и фантастические герои и идеи.
Писатель-фантаст, как любой автор литературного произведения, обязан владеть языком, иметь свой характерный стиль. Повесть об Электронике соответствует всем требованиям хорошей литературы, а не чтива. Произведение отличается продуманным и замысловатым сюжетом, ярко и полно описаны характеры героев, их психология и нестандартное мышление, смоделированы различные интересные реальные и фантастические ситуации. Эта книга служит и для отдыха, и для размышления, для читателя своего времени и для современного.
Иногда считается, что чтение фантастики уводит массы читателей от других жанров, в особенности, от классической литературы. Конечно, фантастика увлекает, но при этом, так же как и классика способна влиять на мировоззрение людей именно благодаря познавательной функции.
Думаю, что дело в не жанре литературного произведения, а в его качестве, в его злободневности, в его приближенности к проблемам человека в современном мире. Чтение фантастики не отдаляет от реальности, а приближает читателя к пониманию многих глобальных проблем человечества. Кроме этого, хорошая фантастика, как и любая литература, развивает логическое мышление, воображение и ум читателя.