Проект на тему: "Экология русского языка"
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по русскому языку на тему «Экология русского языка» обучающийся 9 класса расширил знания о особенностях задач эколингвистики, проанализировал современное состояние речевой среды, выявил наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы экологии языка, а также разработал обучающую игру для распространения идеи значимости родного языка и для реализации задачи его сохранения.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по русскому языку на тему «Экология русского языка» автор сделал выводы о том, что проблемы, связанные с сохранением родного языка, касаются общества в целом и каждого отдельного человека. На сегодняшний день в распоряжении носителей русского языка есть все необходимое для того, чтобы вести борьбу с факторами, буквально разрушающими нашу речь. Причем эта борьба может и должна вестись не только в составе групп, но и самостоятельно. Актуальность исследования определяется существующей в настоящее время необходимостью в активных действиях по предотвращению дальнейшего ухудшения языковой ситуации и восстановлению уже утраченных явлений речевой культуры.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения экологии языка
1.1. Понятие экологии языка
1.2. Современная речевая ситуация
1.3. Проблемы экологии языка
Глава 2. Практические задачи по улучшению
Экологии языка
2.1. «Не до языка»
2.2. Методы борьбы за сохранение русского языка
2.3. Игра-викторина «экология языка»
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Более полутора столетий назад Н.В. Гоголь, рассуждая об особенностях русской поэзии, отмечал, что наш язык вобрал в себя «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Однако в эпоху новейших технологий, во времена широкого распространения интернет-коммуникаций и активного воздействия на человека средств массовой информации русский язык все больше «обогащается» заимствованными из других языков словами, свободными от правил и норм выражениями, упрощенными конструкциями и бессмысленными неологизмами.
Именно поэтому «живой как жизнь» язык нуждается в очищении и защите не меньше, чем природа вокруг нас. Экология окружающей среды и экология речи – понятия, объединенные глубоким смыслом и общей целью: изучением факторов, негативно влияющих на существование и развитие среды (природной или языковой), а также разработкой планов по улучшению ее состояния.
Проблема нарушения экологии русского языка в настоящее время актуальна и требует к себе повышенного внимания. Тема «Экология русского языка» была выбрана мной с целью более глубокого изучения ситуации и поиска путей для самостоятельного ее изменения. У детей, в общении среди моих сверстников любое искажение родной речи заметно особенно остро и звучит особенно тревожно, и я не мог остаться в стороне. Ведь именно от нас, от молодого поколения, зависит, каким будет будущее русского языка.
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня наблюдается опасная тенденция к «загрязнению», искажению языка и утрате его культуры в целом, а экология языка как возможная помощь в сложившейся ситуации – явление специфически сложное, постоянно изменяющееся и лишь частично изученное. Необходимо привлекать внимание людей к существующей языковой проблеме в надежде на более бережное отношение к нашей традиции, к прошлому, настоящему и будущему нашего языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что результатом моего исследования стала памятка по возможным, а некоторых случаях просто необходимым действиям для сохранения русского языка. Кроме того, мной была разработана игра «ЭкологиЯзыка» для учащихся средней школы, направленная на сохранение культуры русского языка и демонстрирующая его значимость, красоту и безграничные возможности. Данные материалы могут быть использованы на уроках русского языка, а также на внеклассных мероприятиях для школьников.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на ухудшение экологической ситуации языковой среды.
Объект исследования – современный русский язык и его функционирование в речи.
Цель работы – на основе теоретических сведений о проблемах экологии русского языка выявить возможные направления и способы улучшения состояния современной языковой среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические сведения об экологии языка как новом направлении лингвистики;
- Выявить особенности задач эколингвистики;
- Проанализировать современное состояние речевой среды;
- Выявить наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы экологии языка;
- Осуществить поиск возможных путей улучшения языковой ситуации;
- Провести вопрос среди учащихся средней школы с целью выявления уровня вовлеченности аудитории в проблемы экологии современного русского языка;
- Разработать памятку по улучшению современной языковой ситуации и предотвращению ее дальнейшего ухудшения;
- Разработать обучающую игру для распространения идеи значимости родного языка и для реализации задачи его сохранения.
Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И слово может стать чудом. А творить чудеса – счастье. Но ни впопыхах, ни холодными руками чуда не сотворишь и Синюю птицу не ухватишь. (Нора Галь)
Глава 1. Теоретические основы изучения экологии языка
1.1. Понятие экологии языка
Не первый век величайшие умы говорят о том, как велика роль слова в жизни отдельного человека и общества в целом. Очевидно, с этим никто и не спорит. Но в реальности тем, кто смотрит на язык с профессиональной точки зрения, ежечасно приходится отстаивать и охранять его значимость и чистоту.
В настоящее время актуальным стал термин «экология языка» или «экология слова», введенный лингвистом Э. Хаугеном в 1970 году: «Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов». Появилось даже понятие «экология речевой среды», поскольку наша речь, как и всё, что нас окружает, нуждается в очищении, сохранении, защите.
Слово «экология» было выбрано неслучайно. Биологический термин, согласно словарю С.И. Ожегова, определяет собой науку, которая изучает «отношения растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде». Объединив данный термин со словом «язык», мы по-прежнему говорим о взаимодействии естественных процессов (в данном случае языковых) с внешними факторами. Экология языка, или эколингвистика, рассматривает такие факторы с точки зрения их негативного воздействия на функционирование и развитие языка, а также занимается поиском путей решения проблем, связанных с его сохранением и обогащением.
Это понятие, несмотря на сравнительно недавнее появление в лингвистической среде, имеет множество различных определений. Одним из наиболее удачных нам кажется толкование В.С. Миловатского из книги «Экология слова»: «Что такое экология слова – определить не просто ввиду широты и юности этого понятия. И хотя экология слова пока еще формируется, мы все ж попробуем сказать, что это такое. Да, это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Это наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его связи с биосферой, с языком живой природы. Это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой его связи с личностью, с характером и судьбой народа».
Состояние современного русского языка обнаруживает заметное снижение общей культуры речи, которое представляет серьезную угрозу языку литературному. Рассмотрение культуры языка с точки зрения ее экологического значения помогает представить саму экологию языка как часть окружающей нас языковой среды. Как уже было отмечено, она, как и природная среда, всегда должна оставаться благоприятной для жизни.
1.2. Современная речевая ситуация
Если еще вчера ты считал себя грамотным и вполне самостоятельным в этом плане человеком, то уже сегодня можешь почувствовать, что, идя в ногу со временем, неотступно следуешь за всеми (далеко не всегда положительными) изменениями, впитывая их и примеряя на себя. «Да ведь так, как ты, уже никто не говорит!», - услышишь ты однажды и начнешь повторять за другими, чтобы не выделяться, чтобы соответствовать, чтобы быть частью целого.
И тут совершишь очередную ошибку. Мы привыкли доверять тому, что читаем и слышим, и принимать это за образец. Между тем страницы газет и современных книг (см. Приложение 1), эфиры телеканалов и, безусловно, пространство сети Интернет пренебрегают строгими правилами языка и, как следствие, полны ошибок. Что же творится с родным языком?.
Попытки осмысления причин неблагополучного состояния современного русского языка привели к формированию рядя наиболее показательных тенденций в развитии речевой культуры современного общества:
- В связи с широким распространением и всеобщей доступностью сети Интернет у людей с разным уровнем речевой культуры появилась возможность публично, в устной (например, видеохостинг YouTube) и письменной (например, социальная сеть Instagram) форме, делиться информацией;
- Резко снизилось количество читающих людей;
- Заметно ослабли роль и влияние цензуры в отношении средств массовой информации;
- Спонтанность стала характерной чертой не только диалогов в личном общении, но и текстов, предназначенных для публичных выступлений;
- Речевое поведение обрело свободу от языковых норм;
- Возникла потребность в новых способах выражения чувств, мыслей, эмоций, мнений;
- Распространенными стали формы общения с использованием компьютерных технологий, что провело к упрощению языка, обеднению словарного запаса участников коммуникации;
- Распространилось «клипового сознания» - восприятие человеком ярких и коротких образов и поверхностная обработка полученных отрывков разнородной информации;
- Оказался почти забыт эпистолярный жанр;
- Произвели сокращение учебных часов по русскому языку в программах общеобразовательных школ и др.
1.3. Проблемы экологии языка
В ходе исследования существующих в настоящее время неблагоприятных факторов, воздействующих на нашу речь, а также в процессе изучения устной и письменной речи современных школьников мной были выделены основные проблемы экологии языка:
1. Слова-паразиты
«Ну», «как бы», «короче», «типа», «понимаешь», «допустим» - такие слова (сочетания слов, звуки) часто встречаются в устной речи, загрязняя ее, мешая ее восприятию. «Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли», - писал Д.С. Лихачев в сборнике «Заметки о русском». Они действительно не несут в себе никакой смысловой нагрузки и употребляются человеком бессознательно. За словами-паразитами зачастую скрывается неумение говорящего правильно и своевременно подбирать слова для выражения собственных мыслей, неумение связывать между собой отдельные выражения или просто желание заполнить чем-либо возникшую паузу в речи (для этого используются т.н. звуки-паразиты: «Э-э-э», «А-а-а» и т.д.).
Стоит отметить, что сравнительно недавно получил распространение термин «дискурсивные слова», который используется специалистами в области языка для обозначения не только слов-паразитов, но и любых слов, помогающих конструировать текст. Именно помогающих, потому что дискурсивы не признаются чем-то опасным, способным нанести вред языку. Одной из функций таких слова исследователи называют «передачу внутреннего состояния говорящего», т.е. выражение его отношения к собеседнику, к предмету разговора.
Например, активно использующееся слово «ведь» содержит в себе глубокий смысл и связано с оценкой говорящим исходных знаний слушающего:
— Какой у него адрес?
— Я не знаю.
— Как же так? Ты ведь его записывал!
В этом коротком диалоге фраза «ты ведь записывал» подразумевает, что «я прекрасно знаю, и ты прекрасно знаешь, что ты записывал, и я напоминаю тебе, что ты об этом знаешь, но ты или забыл, или не хочешь вспомнить». И все это – в одном коротком слове «ведь», которое можно убрать, но без которого невозможно вложить в высказывание именно этот смысл.
Таким образом, не все слова, без которых, на первый взгляд, можно обойтись, должны признаваться наши лишними, бессмысленными и относиться нами к разряду слов-паразитов. Но от последних все-таки следует избавиться незамедлительно.
2. Ненормативная лексика
Сегодня повсеместное распространение ненормативной лексики пугает. Мы слышим ее на улице, в транспорте, при просмотре видео из сети Интернет, при разговоре со знакомыми людьми или проходя мимо незнакомца. Это явление, к сожалению (и даже к ужасу), становится нормой.
Ненормативная лексика, или обсценная (лат. obscene — непристойный, распутный, безнравственный), включает в себя грубые бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
В русском языке для определения этого явления также есть слово «сквернословие», определение которого находим в словарях:
- Сквернословие - речь, наполненная скверными, непристойными словами (Толковый словарь С.И. Ожегова);
- Сквернословить → скверна, т.е. мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление (Толковый словарь В.И. Даля).
Есть мнение, что ненормативная лексика пользуется популярностью среди людей неуверенных и слабых, пытающихся тем самым доказать свою значимость и значимость своего слова, не умеющих выразить иначе свою точку зрения и убедить в чем-либо других. Не стоит забывать, что по-настоящему сильный, нравственно чистый, уверенный в себе и в своей правоте человек никогда не станет загрязнять свою речь непристойным выражениями. Богатство русского языка позволяет выразить любые эмоции, рассказать о любых чувствах, высказать любое мнение с помощью культурных слов.
3. Молодежный сленг
Сегодня это явление оказывает, пожалуй, одно их самых серьезных влияний на русский язык. Именно в речи молодежи возникает и закрепляется большое количество новых слов, порой совершенно непонятных для большинства людей и потому требующих разъяснения. Основным источником таких слов в последнее время становится обширное пространство сети Интернет.
Данное языковое явление отражает, казалось бы, вполне безобидное желание молодых людей сделать свою речь яркой, образной, оригинальной. Однако в следствие этого язык все более отдаляется от своих литературных норм.
Данная таблица показывает, как молодежный сленг вытесняет литературную норму, которая, на мой взгляд, такой замены не требует, а выражения от такой замены не становятся ни понятнее, ни интереснее, ни красивее:
Литературная норма | Молодежный сленг |
Мои родители уехали на дачу | Мои предки свалили на дачу |
Меня обманул друг | Меня кинул друг |
Это правда, мне это знакомо | Это жиза |
Меня раздражает, злит | Меня бомбит |
Прости, друг | Сорян, бро |
Молодежный сленг – явление живое, постоянно изменяющееся. На смену одним словам приходят другие, забываются одни понятия и получают широкое распространение другие. Быть может, именно поэтому это языковое явление привлекает внимание исследователей, некоторые из которых завершают свое изучение тем, что создают и выпускают в свет целые словари с толкованием новых слов, принадлежащих разным возрастным и социальным группам (школьный и студенческий жаргон, спортивный жаргон, компьютерный сленг и т.д.). Это, конечно, упрощает понимание собеседника родителями, родственниками, друзьями, но это искажает сам язык, точнее, поощряет, поддерживает его искажение.
4. Компьютерный сленг
Компьютерный сленг – особый пласт лексики, используемой для общения группы людей одной профессии (программистов) или группы людей - любителей, объединенных общими интересами в сфере компьютерных технологий. Большинство слов, относящихся к компьютерному сленгу, являются производными от профессиональных терминов, практически все из которых заимствованы из английского языка.
Фонетическое подобие | Омонимичные слова | Фразеологизмы |
Винт - жесткий диск компьютера; Лист - любой список; Мылить - писать или передавать сообщение по сети. |
Тормозить - проводить время за компьютерными играми, бездельничать; Сносить - удалять из памяти компьютера невостребованную информацию. |
Топтать кнопки - работать на клавиатуре компьютера; Фаза Луны - объяснение для неожиданного включения компьютера или программы, которая наконец выполнила то, что от нее требовали. |
С одной стороны, компьютерный сленг (как и жаргон других профессиональных групп) делает более удобным процесс коммуникации между программистами. С другой стороны, развитие данного языкового явления способствует его проникновению в повседневную жизнь людей и закреплению в русском языке, что должно стать предметом пристального внимания исследователей с целью предотвращения чрезмерного влияния сленга на литературную норму.
Стоит также отметить одну из особенных функций компьютерного сленга, которая, согласно определению М.М. Бахтина, называется «карнавальной». Эта функция заключается в том, что для большинства основных понятий (компьютер, его детали, программы, их разновидности и т.д.) формируются ряды синонимов, причем эти вариативные формы непременно оказываются иронически снижены (например, компьютер – комп, компутер). Получается, что значимый в социальном отношении навык владения языком компьютерного мира граничит со стремлением подорвать авторитет данного языкового явления.
5. Заимствования
Н.В. Гоголь писал: «…язык, который недаром был на время позабыт нашим лучшим обществом: нужно было, чтобы выболтали мы на чужеземных наречьях всю дрянь, какая ни пристала к нам вместе с чужеземным образованьем, чтобы все те неясные звуки, неточные названья вещей не посмели бы помрачить младенческой ясности нашего <языка> и возвратились бы мы к нему, уже готовые мыслить и жить своим умом, а не чужеземным». Но сегодня все по-прежнему не так, мы не вернулись к языку с умением «жить своим умом», как того хотел классик русской литературы.
В русскую речь приходило и продолжает приходить огромное число новых слов, заимствованных нами из других языков. Но страшны не сами заимствования как таковые, поскольку они бывают необходимы (некоторых слов, таких как «шоколад», «телефон», в русском языке просто не было). Страшно то, что введение иноязычных понятий в наш язык зачастую является неоправданными, абсолютно бессмысленным. У большинства русских слов, которым находят замену в других языках, есть свои емкие синонимы и точные определения.
В представленной ниже таблице некоторые современные заимствованные слова соотнесены с их русскими синонимами:
Заимствования | Русские слова |
Тренинг | Обучение, семинар, тренировка, |
Чилить | Отдыхать, расслабляться |
Хенд-мейд | Ручная работа |
О’кей | Хорошо |
Вау! | Ух ты! Вот это да! Ничего себе! |
Изи | Легко, без проблем, просто |
Хейтер | Недруг, ненавистник, недоброжелатель |
Использование заимствований должно быть разумным. Они не должны вытеснять нашу речь и безвозвратно стирать из нашей памяти русские слова. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», - говорил В.Г. Белинский. И нам, повсеместно оскорбляющим иностранными словами культуру родного языка, давно пора об этом задуматься.
6. Языковая игра рекламных текстов
Для создания выразительных рекламных текстов используют игру слов, искажение устойчивых выражений, намеренно допускают лексические, орфографические, пунктуационные ошибки. В силу своей краткости и яркости такие рекламные продукты легко воспринимаются, запоминаются и закрепляются в сознании носителей русского языка, с теми же ошибками проникая в их повседневную письменную и устную речь.
Зачастую нарушение литературной нормы в рекламном тексте никак не обосновано. Более того, порой ненамеренно допускаются ошибки в силу незнания основных правил русского языка: например, в рекламе кофе Нескафе на экран выводится слоган «Кофе как в кофейне» без запятой, что является грубым нарушением пунктуационной нормы и не несет никакой функциональной нагрузки. К счастью, подобные примеры пока встречаются не слишком часто.
Как все-таки следует относиться к подобным явлениям? Смириться, сделать вид, что с языком ничего не происходит? Думаю, уместно придерживаться принципа «золотой середины»: следует оценивать подобные явления с точки зрения оправданности, и, если их вред оказывается неизмеримо больше пользы, воспринимать такие тексты как тревожный сигнал искажения языка. Необходимо также помнить, что игра со словом допустима лишь для людей с серьезным уровнем языковой культуры, которая, опять же, характеризуется именно знанием литературных норм.
Глава 2. Практические задачи по улучшению экологии языка
2.1. «Не до языка»
В жизни общества всегда были, есть и будут вопросы, зачастую гораздо более очевидные и, кажется, более значимые, чем функционирование языка. В суете, в заботах люди даже не допускают мысли о том, что где-то рядом с ними, в них самих живет и развивается проблема, требующая незамедлительных действий. Но до нее ли нам? До языка ли?
В ходе исследования мной был проведен опрос учащихся средних классов МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» (сто человек) с целью выявления уровня вовлеченности аудитории в проблемы экологии современного русского языка, ведь именно речь школьников сегодня является ключевым показателем качества нашего языка, нашей речевой культуры.
Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
- Замечаете ли вы, что наш язык меняется?
- Являются ли эти изменения опасными для языка?
- Употребляете ли вы в своей речи малопонятные для вас слова с целью подражания собеседнику/соответствия уровню его языковой культуры?
Данные, полученные в результате опроса, были проанализированы и обобщены (см. Приложение 2). Кроме того, на устное обсуждение были вынесены вопросы:
- Нужны ли заимствования в русском языке?
- Всегда ли вам понятна речь собеседника, или отдельные слова вызывают у вас вопросы?
- Как, на ваш взгляд, можно предотвратить «загрязнение» языка? Какие действия необходимо для этого предпринять?
2.2. Методы борьбы за сохранение русского языка
Сегодня пристальное внимание к родному языку должно быть осознанной необходимостью для каждого из нас. Пока это лишь установка, до сих пор не реализованная в жизни. Однако следует делать все, что в наших силах, чтобы это стало нормой, обязательством, вошло в привычку и ни на минуту не оставалось вне поля нашего зрения.
Выявление причин кризисного состояния русского языка позволяет сформировать список возможных действий по улучшению языковой ситуации:
- Распространить информацию о словарях синонимов, паронимов, эпитетов, фразеологизмов, обращение к которым позволит обогатить и разнообразить речь;
- Принять меры по совершенствованию языкового воспитания в образовательном процессе школ;
- Рассмотреть вопрос о введении в учебные программы школ и институтов дополнительных занятий (курсов) по культуре речевого общения;
- Ввести строгую цензуру для средств массовой информации.
Эти и другие меры борьбы с «загрязнением» родного языка были объединены в памятку «Сохраню родной язык» (см. Приложение 3). Разумеется, для осуществления многих действий требуются усилия не одного человека, а целых групп людей, объединенных общим стремлением. Однако распространение такой памятки не только среди моих сверстников, но и среди представителей других поколений носителей русского языка, позволит привлечь внимание к существующим в настоящее время и описанным выше проблемам экологии русского языка.
2.3. Игра-викторина «Экология Языка»
Образовательная игра «Экология Языка» (см. Приложение 4) представляет собой аналог телевизионной викторины «Своя игра». Она предполагает знакомство с пятью разделами: синонимы в русском языке, правила постановки знаков препинания, общение в сети Интернет, речевой этикет и орфоэпия. Для каждого из этих разделов представлено шесть вопросов одинакового или различного уровня сложности, что легко определяется с помощью указанного количества баллов, которые можно получить за правильный ответ. В игре могут принимать участие от нескольких человек до целого класса.
Заключение
Проблемы, связанные с сохранением родного языка, касаются общества в целом и каждого отдельного человека. На сегодняшний день в распоряжении носителей русского языка есть все необходимое для того, чтобы вести борьбу с факторами, буквально разрушающими нашу речь. Причем эта борьба может и должна вестись не только в составе групп (классов, профессиональных коллективов и др.), но и самостоятельно. Актуальность исследования определяется существующей в настоящее время необходимостью в активных действиях по предотвращению дальнейшего ухудшения языковой ситуации и восстановлению уже утраченных явлений речевой культуры.
В ходе опроса учащихся средних классов было установлено, что проблема «загрязнения» русского языка для многих моих сверстников не является очевидной. Используя в своей речи те или иные слова, они не задумываются об их негативном влиянии на язык, а в некоторых случаях вовсе не осознают смысл сказанного или написанного ими. Показательным в этом плане стал эксперимент: одна и та же фраза, произнесенная с использованием молодежного сленга и без него, оказалась понятнее для слушателей именно в форме литературной нормы.
Результаты опроса показывают, что я не зря обратился к этой проблеме. Экология русского языка – актуальная тема, нуждающаяся в том, чтобы о ней говорили. Быть может, благодаря своей работе я смогу донести до сверстников мысль о необходимости бережного отношения к нашей речи.
На основе полученных теоретических сведений о проблемах экологии языка был осуществлен поиск, анализ и отбор наиболее эффективных действий по защите и сохранению родной речи. Следствием этого стала памятка по улучшению современной языковой ситуации и предотвращению ее дальнейшего ухудшения.
Кроме того, была создана игра-викторина «ЭкологиЯзыка», позволяющая не только продемонстрировать красоту и богатство русского языка, но и привлечь внимание учащихся к происходящим в языке изменениям, указав на недопустимые последствия. Данные материалы могут быть использованы на уроках русского языка, а также на внеклассных мероприятиях для школьников.
Список литературы
- Галь, Нора. Слово живое и мертвое / Нора Галь. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 384 с.
- Гоголь Н.В. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность // Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т. 8. Статьи. – 1952. – с. 369-409.
- Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва / М. А. Кронгауз. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 512 с.
- Миловатский В.С. Об экологии слова / В.С. Миловатский. – Москва, 2004. – 63 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
- Франко Е.П., Франко М.В. Экология языка в современном обществе // Политическая лингвистика. – 2019. – № 5 (77). – с. 26-33.
- Н. В. Виноградова. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Исследования по славянским языкам. – № 6. – Сеул, 2001. – с. 203-216.
Приложения
Приложение 1. Использование интернет-сленга («троллить») в книге для подростков из раздела «Популярная психология».
Приложение 2. Опрос
Приложение 3. Памятка «Сохраню родной язык»
Приложение 4. Игра «ЭкологиЯзыка», поле вопросов
Вопрос из раздела «Про интернет»
Проведение игры в онлайн-формате на платформе Zoom и коллективное обсуждение одного из вопросов викторины