Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах
Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах
Работу выполнил: Ефремов Василий, ученик 9 «Б» класса
Руководитель: Сивоволова Татьяна Владимировна, учитель информатики
Оглавление
I. Вводная часть
1.1 О проекте
1.2 Актуальность
1.3 Цель
1.4 Задачи
2. Этапы работы
2.1. Подготовительный
2.2. Основной
2.2.1. Подборка необходимого материала вместе с куратором
2.2.2. Создание руководства «Построение графиков и
диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel»
2.2.3. Создание презентации
2.2.4. Разработка контрольных вопросов и практических заданий
2.2.5. Практический
2.2.5.1. Пробный урок
2.2.5.2. Корректировка материала и исправление неточностей
3. Заключение
Введение
Данная работа является творческой работой по созданию руководства по созданию диаграмм и графиков в электронных таблицах. Работа адресована ученикам средних классов.
Дополнением к руководству послужила презентация, целью которой является дополнение материала руководства и закрепление полученных знаний.
Работа содержит наравне с руководством контрольные вопросы и практические задания, которые предназначены для лучшего запоминания материала работы учащимися и придания разнообразия к остальному тексту.
Работа отвечает целям и задачам образования учащихся в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Познавательный урок должен побуждать учащихся к проявлению интереса к новому, пока что не усвоенному, а возможно еще и вовсе неизвестному материалу, желанию самостоятельно выполнить ряд предложенных заданий.
При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.
1.2 Актуальность
В жизни человека образца XXI века фигурирует огромное количество информации. Поэтому кроме самой информации, не менее важно умение её правильно потреблять. Именно для этого необходимо обладать умениями по работе с ПО, которое позволяет систематизировать всю информацию, например, табличные процессоры. Неотъемлемой частью всех табличных процессоров является возможность создавать всевозможные графики и диаграммы, гистограммы и т.д. Этот навык прямо сейчас помогает огромному количеству офисных работников правильно систематизировать информацию, с которой они работают, поэтому этот навык может помочь в будущем тем, кто хочет работать в этой сфере.
1.3 Цель проекта – создать руководство для учеников средних классов, в котором будет описан алгоритм построения графиков и диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel.
1.4 Задачи:
1. Изучить литературу и источники по выбранной теме.
2. Преподнести материал учащимся, при этом создав для них нужный эмоциональный настрой на восприятие нового материала.
3. Подготовить презентацию, которая будет дополнять проект.
4. Разработать контрольные вопросы и задания для учащихся для их самостоятельного выполнения.
2. Этапы работы:
2.1. Подготовительный
Сообщение куратору о целях проекта, а также его задумке и вариантах выполнения работы.
Планирование этапов работы и сроков их выполнения.
Подготовка ресурсов необходимых для выполнения работы
2.2. Основной
2.2.1. Подборка необходимого материала вместе с куратором
Для создания проекта были подобраны материалы из свободных источников и подробно изучены функции программы. Все необходимые материалы были найдены в сети Интернет и были скомпилированы в цельное руководство со всем, что было изучено самостоятельно
2.2.2. Создание руководства
Руководство было создано в несколько этапов. Первым делом был создан текст руководства. После этого, были подобраны иллюстрации, которые дополняют текст и наглядно демонстрируют информацию. Все иллюстрации были помещены в отдельный раздел «Приложения». Третьим этапом стало создание контрольных вопросов для лучшего усвоения материала. В последнем этапе была создана презентация.
2.2.3. Создание презентации
Презентация была создана для дополнения материала, который содержится в проекте. При её оформлении были учтены все замечания руководителя.
2.2.4. Разработка контрольных вопросов и практических заданий
Контрольные вопросы были разработаны в соответствии с содержанием руководства. Они были созданы для лучшего усвоения знаний учениками и самостоятельной проверки
2.2.5. Практический
2.2.5.1. Пробный урок
В ходе пробного урока были выявлены неточности, которые были впоследствии исправлены.
2.2.5.2. Корректировка материала и исправление неточностей
Пробный урок выявил некоторые неточности и недостатки в содержании основной части. Они были исправлены с руководителем после пробного урока
Основная часть
Электронные таблицы (они же табличные процессоры) – компьютерные программы, созданные для проведения вычислений с данными, которые представлены в виде двумерных массивов, имитирующие бумажные таблицы. Одна из важнейших функций электронных таблиц – создавать диаграммы и графики, которые помогают наглядно сравнить две и больше величин.
Примеры электронных таблиц: Microsoft Excel, Google Таблицы, LibreOffice Calc, OpenOffice Calc, и т.д. (рис.1)
В качестве примера в этом руководстве будет использоваться Microsoft Excel.
Как же создать график в Excel?
На самом деле, ничего сложного в создании графика в любом табличном процессоре нет, однако сначала нужно изучить необходимые элементы интерфейса программы (рис.2).
Первым делом, надо создать таблицу с необходимыми данными. В любую из ячеек мы вводим текст – это будет названием одной из величин. В той же строке, но в одной из следующих ячеек необходимо ввести величину. Ей может быть как целое, так и дробное число (рис.3).
Таким же образом можно добавить и другие величины, а также их группировать в ряды. Для того, чтобы сгруппировать величины, необходимо добавить их в один ряд (разницу между сгруппированными величинами и величинами в разных группах видно на рис.4)
После того, как были введены все данные, необходимо перейти в меню “Вставка” в панели быстрого доступа, после чего на Ленте появится огромное количество пунктов, в т.ч. связанные с построением графиков(рис.10)
Существует несколько видов графиков, а именно:
● Гистограмма
● График
● Круговая
● Линейная
● Точечная
● Биржевая, и т.д.
При этом, гистограмма, график и линейная диаграмма делятся на два вида: с группировкой и с накоплением. Диаграмма с группировкой позволяет сравнить величины, вписанные как в одну, так и в разные строчки. Диаграмма с накоплением же складывает величины, которые введены в одну строчку и позволяет отследить изменения этой суммарной величины (разница между этими видами видна на рис.5)
Для того, чтобы форматировать созданную диаграмму в Excel, можно воспользоваться отдельным меню из трёх пунктов, которое появляется в панели быстрого доступа при выборе диаграммы (рис.6). Первый её пункт, “Конструктор”, позволяет изменить как внешний вид диаграммы, так и её тип, данные, выбрать один из предустановленных макетов и изменить её расположение (рис.7). К слову, с помощью этого пункта можно построить график еще одной величины, не прибегая к изменениям таблицы.
В пункте “Макет” открывается возможность заменить диаграмму, а также изменить все подписи, которые содержит диаграмма (рис.8). Изменениям поддаются название самой диаграммы, названия осей, легенда, подписи и таблица данных. Также можно изменить оси и сетку диаграммы, изменить внешний вид объемной диаграммы и провести анализ.
Последний пункт меню “Работа с диаграммами”, “Формат”, позволяет выбрать один из стилей фигуры для самой диаграммы, изменить заливку, контур и её эффект, поработать с текстом графика с помощью предустановленных стилей WordArt и, также как и с фигурой, изменить заливку, контур и эффект (рис.9). Также, в этом пункте можно упорядочить диаграмму, переместить вперед или назад, выбрать область выделения, выровнять, группировать и повернуть её. Последняя же возможность в этом пункте – это возможность изменить размер графика с помощью ввода значений высоты и ширины.
Контрольные вопросы
1. Что такое электронные таблицы?
А. Программы, созданные для проведения вычислений с данными
Б. Программа, используемая для набора, сохранения, редактирования и печати текста
В. Программа, используемая для создания, редактирования и показа презентаций на проекторе или большом экране
2. Какая из программ входит в состав Microsoft Office?
А. Calc
Б. Excel
В. Таблицы
3. Что необходимо сделать первым делом для создания диаграммы?
А. Выбрать тип диаграммы
Б. Таблицу с необходимыми данными
В. Открыть меню “Работа с диаграммами”
4. У каких из нижеперечисленных диаграмм есть накопление?
А. Линейная, Точечная, Лепестковая
Б. Круговая, Точечная, Биржевая
В. Гистограмма, График, Линейная
5. Какой из пунктов меню “Работа с диаграммами” позволяет менять подписи на диаграмме?
А. Макет
Б. Формат
В. Конструктор
Ответы на вопросы
1. А
2. Б
3. Б
4. В
5. А
Заключение
Были изучены источники и литература для того, чтобы отобрать материал для руководства. Были выполнены задачи проекта. Был создан правильный эмоциональный настрой для учащихся на пробном занятии, была создана и показана презентация, дополняющая материал руководства. Также были разработаны контрольные вопросы, которые помогли усвоить материал.