Конспект урока "Соседи Солнца"
В качестве методического материала подается подготовленный конспект урока географии, построенный на основе живой беседы с детьми, на тему тему «Соседи Солнца». Автором учебного проекта была поставлена цель, познакомить на уроке учащихся 5 класса с составом Солнечной системы, развить познавательную и эмоционально-волевую сферы.
Подробнее о материале:
В рамках урока географии с использованием метода проектов в начальной школе на тему «Соседи Солнца» учитель рассказывает о космосе, космических терминах, определяет понятие "Солнечная система" и дает ее характеристику с учетом особенностей влияния Солнца на все планеты, в том числе и на Землю.
Структура и ход урока
1. Погружение в тему урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна.
А.Эйнштейн
-Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы. (Да)
- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца»)
- Что представляет собой Солнечная система?
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. В ней 8 планет, многие из которых имеют спутники. В настоящее время ученые предполагают, что Солнечная система возникла примерно 4,5 – 5 млрд лет назад из газово –пылевого облака.
- Прочитайте первый абзац на стр.52 - На какие группы делятся планеты Солнечной системы?
Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты – гиганты.
Считалка «планеты Солнечной системы»
На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - Земля, четыре - Марс. Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, Семь - Уран, восьмой – Нептун.
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к работе.
- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
Итак, в путь! Для начала посмотрите видеоролик «Планеты Солнечной системы».
-Затем заполните таблицу (раздаточный материал)
Название планеты | Происхождение названия | Наличие атмосферы, её состав | Наличие спутников, их число |
Меркурий | В честь древнеримского бога Меркурия – бог торговли, покровитель путешественников | Практически лишен | нет |
Венера | В честь римской богини любви и красоты | Имеет плотную облачную атм.-ру в основном из углек.газа | нет |
Земля | Атмосфера образована азотом, кислородом и угл.газом | Луна | |
Марс | В честь древнеримского бога войны | Тонкая разреженная атмосфера, которая в основном образована угл.газом | Деймос и Фобос |
Происхождение названия Земля: Дело в том, что когда-то люди не знали ничего о планетах и искренне считали, что наша Земля – плоская. Одни считали, что Земля – это диск, который удерживают три слона. Другие – что это плоское тело, расположенное на панцире морской черепахи, стоящей в воде. Или даже что ее переносит по океану с места на место огромный кит, но форма места своего обитания в верованиях разных народов разных времен оставалась неизменной: плоская, тонкая, широкая и… низкая.
И вот оно, главное слово, от которого и берет начало свое название нашей планеты. Дело в том, что в общеславянской группе языков корень слова Земля означает следующее: «низ», «пол», «внизу», «почва», «земля». То есть, если люди представляли нашу планету как своеобразный огромный «земельный блин», то соответственно, именно так ее и называли, в значении: «земля внизу», «почва под ногами», «плоская низкая тарелка».
В настоящее время планета Земля также нередко называется «Голубой планетой» или «Террой». Первое название связано с наличием большого количества водных ресурсов в недрах Земли и на её поверхности, а второе происходит от латинского слова «Terra» – земля.
Общий вывод по уроку:
Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). - Наше путешествие подходит к концу! Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так?
Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты - в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным или Homosapiens. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!