Проект "Подготовка к ЕГЭ 2021. Электронное приложение к заданию №8"
В процессе исследовательского проекта по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ 2021. Электронное приложение к заданию №8" учащейся 10 класса школы была поставлена цель разобраться в том, как правильно выполнить одно из заданий на ЕГЭ по русскому языку, которое даст возможность заработать 5 баллов.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ 2021. Электронное приложение к заданию №8" ученица 10 класса школы выясняет, какие правила попадаются в задании №8, изучает литературу по теме «Синтаксические нормы русского языка», выясняет, какие правила нужно знать по данной теме и собирает материал по теории и практике задания №8 на ЕГЭ.
В практической части исследовательской работы по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ 2021. Электронное приложение к заданию №8" обучающейся 10 класса был проведен разбор синтаксических норм русского языка на примерах, указаны ошибочные и правильные варианты решения задания. Данный учебный проект будет полезен для учеников старших классов школы во время их подготовки к ЕГЭ.
Оглавление
Введение
1. ЕГЭ 2021 по русскому языку. Задание №8. Синтаксические нормы.
2. Какие правила попадаются в задании №8.
3. Разбор синтаксических норм на примерах.
Заключение
Приложение
Введение
Цель: как легко выполнить задание №8 ЕГЭ по русскому языку ( и получить 5 баллов).
Актуальность: данное электронное приложение необходимо выпускникам, так как имеет практическое значение.
Новизна исследования: в данной постановке такая тема еще не разрабатывалась.
Объект: синтаксические нормы русского языка.
Предмет: решение задания №8 ЕГЭ русского языка.
Гипотеза: я предполагаю, что использование электронного приложения поможет выпускникам выполнить Задание №8 на 5 баллов.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме «Синтаксические нормы русского языка».
- Выяснить, какие правила нужно знать по данной теме.
- Собрать материал по теории и практике задания №8 ЕГЭ.
- Провести опрос среди учащихся 10-11 классов.
- Сравнить, сопоставить, проанализировать полученные результаты.
- Создать электронное приложение.
ЕГЭ 2021 по русскому языку. Задание №8. Синтаксические нормы
За это задание ты можешь получить 5 баллов. Ответом к заданию №8 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов.
Порядок записи имеет значение.
Алгоритм решения задания №8:
- Просмотри все типы ошибок в левом столбце.
- Проанализируй каждое предложение: сначала выдели грамматическую основу. Если есть нарушение связи между подлежащим и сказуемым, выбери эту формулировку.
- Определи второстепенные члены.
- Если есть нарушения, определи, какое правило нарушено, и выбери соответствующую формулировку в левом столбце.
- Запиши номера предложений строго под соответствующими буквами.
Какие правила попадаются в задании №8
- Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
- Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
- Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
- Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
- Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.
- Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без.
Разбор синтаксических норм на примерах
Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.
Что нужно помнить:
Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово:озеро (И.П.) Байкал (И.П.),
озера (Р.П.) Байкал (И.П.),
озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. | Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. |
- Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ВАЖНО!
- Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
- Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
- Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
-
- ПРАВИЛЬНО
- ОШИБКА
- 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду 2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. 3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
- 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. 3.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).
- Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
- Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
- Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
-
- ПРАВИЛЬНО
- ОШИБКА
- 1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. 2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. 3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
- 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).
- Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ВАЖНО!
- Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
- Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
- В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтировано. 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. | 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина] |
- Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью
ЗАПОМНИ!
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. | Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи). |
- Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами
- Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.
- Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
- Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
- Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.
- Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.
- Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
- Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:
не только … но и
если не…, то
как…, так и
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. 2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). | 1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах) 2. Натянуть и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
- Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения
ВАЖНО!
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор). 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). |
1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом) 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание). |
- Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без
ВАЖНО!
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.
Предлоги в - из, на - с.
ПРАВИЛЬНО | ОШИБКА |
1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде 2. в город – из города | 1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду 2.в город - с города |
Отзывы учащихся
«Мне было очень интересно работать в таком приложении, всё очень легко и понятно. Надеюсь, я смогу подготовиться к заданию №8 на отлично» - Катя.
«Могу с уверенностью сказать, что имея только это приложение, можно очень хорошо подготовиться к экзамену» - Артём.
«Хочу сказать спасибо за такое хорошее приложение, мне очень понравилось» - Мария.
Заключение
Данное электронное приложение не включает теорию задания №8 ЕГЭ по русскому языку. Это помогает находить грамматические ошибки в предложенных заданиях.
В электронном приложении есть алгоритм выполнения данного задания. По нему можно производить разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку.
Если мы научимся безошибочно распознавать грамматические ошибки, то не потеряем баллы и в сочинении (критерий 9).
В данном электронном приложении дается разбор всех ошибок, которые встречаются в восьмом задании. Это очень удобно.
Приложение
Диаграммы сравнения
Количество учеников: 60