Индивидуальный проект "Крым в составе России: история вопроса"
В детской исследовательской работе по истории на тему «Крым в составе России: история вопроса» рассматриваются вопросы, связанные с изложением различных точек зрения на принадлежность Крыма к двум прилегающим территориям (государству Украина - государству Россия), которые побуждают учащихся к проявлению интереса, формированию личного отношения по данному вопросу.
Подробнее о работе:
Настоящий учебный проект по истории «Крым в составе России: история вопроса» кратко описывает изменения государственной (административной) принадлежности Крыма cо второй половины XVIII до начала XXI в., выявляет проблемные моменты на каждом этапе изменения его государственного (административного) статуса.
В исследовательской работе учащегося 9 класса рассмотрены исторические обстоятельства присоединения Крыма к Российской империи и изменения в политической жизни Крыма после революции 1917 г., изучены условия и противоречия передачи Крыма Украинской ССР и обстоятельства создания автономии республики Крым в 1994 г., а также рассмотрены и проанализированы разные версии вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г.
Оглавление
Введение
1. Присоединение Крыма к Российской империи в XVIII в.
2. Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР и СССР.
3. Передача Крыма Украинской ССР: причины и противоречия.
4. Крым в постсоветское время (90-е гг. XX – нач. XXI).
5. Присоединение Крыма к Российской Федерации 2014 г.
Заключение
Список литературы
Введение
В данной учебно-исследовательской работе рассматривается серьёзная, интересная и актуальная тема, которую мировое сообщество обсуждает и по сей день, а именно проблема принадлежности Крымского полуострова к Российской Федерации. Хронологические рамки исследования – вторая половина XVIII – начало XXI века, то есть с момента вхождения Крыма в состав Российской империи и до 2014 г. Также будет рассмотрен и оценен с правовой точки зрения референдум, прошедший в 2014 году на территории Крыма: условия его проведения, противоречия и последствия.
Объектом исследования является история Крыма второй половины XVIII – начала XXI в.
Предметом исследования являются исторические обстоятельства вхождения Крыма в состав Российской империи и дальнейшего изменения его международно-правового и государственного (административного) статуса.
Цель исследования – проследить изменения государственной (административной) принадлежности Крыма c второй половины XVIII до начала XXI в., выявив проблемные моменты на каждом этапе изменения его государственного (административного) статуса.
Задачи:
- Изучить исторические обстоятельства присоединения Крыма к Российской империи.
- Рассмотреть изменения в политической жизни Крыма после революции 1917 г.
- Изучить условия и противоречия передачи Крыма Украинской ССР и обстоятельства создания автономии республики Крым в 1994 г.
- Рассмотреть разные версии вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г.
Источниками для данной работы послужили государственные нормативно-правовые документы и международные акты.
В качестве рабочей гипотезы рассматривается положение о том, что политические ошибки и просчеты, недоработки в политико-правовом поле практически на всех этапах русско-крымской истории заложили основы неопределённости территориальной принадлежности Крыма.
Присоединение Крыма к Российской империи в XVIII веке
В начале XVIII века территория Крыма принадлежала Османской империи, которая распространила свое влияние на полуострове еще в начале XVI века. Помимо Османской империи (Турции), захватить полуостров пытались и другие страны, такие как Англия, Франция, а уже позже и Германия. И не удивительно, ведь Крым имел большое стратегическое значение. Захватив полуостров, страны бы могли спокойно контролировать южные моря, тем самым имея большое преимущество над противниками в морских сражениях.
В 1768-1774 годах прошла 6-ая по счету русско-турецкая война. Основной причиной стало желание Российской империи получить доступ к выходу в Черное море, Турция же просто хотела расширить свои владения. После ряда боевых действий, в 1771 году российская армия под командованием князя Долгорукова захватила Крым, после чего война должна была закончиться проигрышем Османской империи, но Турция все же решила продолжить сражение, надеясь на помощь со стороны Австрии и Франции, а также пользуясь нестабильной политической обстановкой в России в то время.
Но в 1774 году российские войска под командованием Суворова разбили турецкую армию, после чего у Османской империи оставался лишь один путь – признать поражение и заключить мир. В итоге в 1774 году Российская и Османская империи заключили Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому Крымское ханство получило автономию. России отошел город Керчь и близлежащая крепость Еникале: «Российская империя за собой удерживает, все города, крепости, селения, земли и пристани в Крыму и на Кубани, оружием ее приобретенные, землю, лежащую между реками Бердою и Конскими водами и Днепром, также всю землю до Польской границы, лежащую между реками Бугом и Днестром, исключая крепость Очаков с ее старым уездом...» [8].
Вопреки договору, Османская и Российская империи стали наращивать свое влияние на полуострове и возводить на ханский престол своих ставленников. В итоге в 1779 году Россия и Турция подписали Айналы-Кавакскую конвенцию исходя из которой страны обязались не вмешиваться во внутреннюю политику Крымского ханства. Россия выполнила свою часть договора, а вот Турция нет. Последним ханом Крымского ханства стал ставленник России – Шахин Гирей. В годы его правления начались массовые восстания, которые спровоцировала Турция. Во время протестов Россия обратно ввела свои войска на полуостров, которыми командовал Григорий Потёмкин, и разогнала восставших.
После подавления протеста Екатерина II поручила Потемкину начать процесс присоединения Крыма. В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи: более 300 родов поклялись в верности России, позже стали дворянами. Крым по указу Екатерины II стал называться Таврической областью, а Потемкин получил звание “Князь Таврический”. В 1783 году был заложен один из главных портов – Севастополь: «...объявляем сим волю нашу устроить следующие укрепления: …Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение…Екатерина» [11].
Весной 1787 года Екатерина II начала поездку в Новороссию и Крым, а уже летом этого же года Турция, не смирившись с поражением, развязала 7-ую по счету русско-турецкую войну. Но российская армия, которой грамотно руководил Суворов, победила турецкие войска. Таким образом, в конце 1791 года был заключен Ясский мир, который подтвердил присоединение Крымского ханства к Российской империи: «…Трактат мира 1774 года Июля 10, а Эгиры 1188 года 14 дня Луны Джемазиель Еввеля; изъяснительная конвенция 1779 года Марта 10, а Эгиры 1193 года 20 дня Джемазиель-Ахыра; трактат торговли 10 Июня 1783, а Эгиры 1197 года 21 Реджеба, и акт, объясняющий присоединение к Российской Империи Крыма и Тамана, и что границею есть река Кубань, 1783 года Декабря 28 дня, а Эгиры 1198 года Сафара, силою сего мирного договора подтверждаются во всех их статьях, исключая те только, которые сим трактатом или же прежним в одном после другого отменены, и обе Высокие договаривающиеся стороны обязуются оныя свято и ненарушимо содержать, и с доброю верою и точностью исполнять…».
В 1854 году прошла Крымская война, участниками которой были Россия, Франция, Англия, Турция и Сардинское королевство. Поводом стал религиозный спор между католической и православной церквей об их правах на святые места в Палестине, которые входили в состав Османской империи. После ряда удачных боевых действий со стороны противника, война закончилась проигрышем России в 1856 году.
В этом же году был заключен Парижский трактат, по условию которого Российской империи возвращался Севастополь, который во время сражений был захвачен Францией и Англией, в обмен на турецкую крепость Карс; Черное море было объявлено нейтральным, что лишало Россию и Турцию возможности иметь здесь береговые укрепления и военный флот; Крым остался частью Российской империи и так далее: «…Их величества император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить Е.В. императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками…»[№10]. Таким образом, вплоть до революции, прошедшей в 1917 году, статус Крыма не менялся.
Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и СССР
В 1917 г. в России грянули две революции: сначала Февральская, потом Октябрьская. После Февральской революции 1917 года в Крыму началась активная перестройка общественной жизни: формируется несколько активных политических центров. В первый центр, который поддержал Временное правительство, входили либералы и руководители областных дум – земских общинх Таврической губернии. Они образовали Совет народных представителей, который поддерживал Временное правительство. Во второй центр входили крымские татары, которые активно сотрудничали с Центральной радой[1]. В третьей, самой влиятельной силе в Крыму, состояли большевики, которые выступали за вооруженное противостояние. В конце 1917 года эти силы начали активно действовать друг против друга.
В январе 1918 года большевикам удалось установить в Крыму советскую власть. Не все группы населения поддержали большевиков, стремящихся ликвидировать любую политическую оппозицию.
В 1918 г. был заключен Брестский мирный договор[2] между Советской властью и Центральными державами, по которому Польша, Украина, Белоруссия и Прибалтика были переданы под контроль Германии: «...Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской красной гвардии…Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской красной гвардии…Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии, а финские порты — от русского флота и русских военно-морских сил…»[3].
Уже с 19 по 22 марта этого же года была провозглашена Социалистическая Советская Республика Тавриды. Позже Крым находился под контролем правительства Юга России во главе с военачальником Деникиным, позже Врангелем, а в 1920 году был освобожден Красной армией.
На территории Крымского полуострова образовалась Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика [КАССР] в составе РСФСР[3] в 1921 году. В 1925 году на территории полуострова был построен пионерский лагерь Артек, ставший к 1930 году круглогодичным лагерем, а даже точнее санаторием для детей. Ежегодно лагерь принимал почти 2040 ребят. В 1945 году, а именно 30 июня, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР: «…Утвердить представление Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР...».
Передача Крыма Украинской Советской Социалистической Республике: причины и противоречия
В 1945 году Крымская АССР была преобразована в Крымскую область. В 1954 году Крымская область была передана УССР[4]: «…Утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики…».
Российские ученые считают, что серьезных оснований для передачи не было. Ряд исследователей утверждает, что передача Крыма –личная инициатива Хрущева, ибо он сам долгое время возглавлял УССР. Небольшое количество ученых говорит, что это решение было спонтанным, ибо ни с кем не обсуждалось. Украинские исследователи утверждают, что Крым был передан УССР по экономическим и управленческим причинам, ибо полуостров после ВОВ пребывал в глубочайшем кризисе. Также в 1944 году из Крыма были депортированы почти все крымские татары, крымские греки и еще многие народы, после чего полуостров был фактически опустошен.
Присоединение к Украине должно было заложить экономическую основу для полуострова, что и произошло: после передачи полуостров действительно стал быстро развиваться. Если говорить о легитимности этого процесса, основываясь на Конституции СССР, то тут мнения расходятся: российские ученые считают, что процедура передачи была нарушена и проведена органами, не уполномоченными этим заниматься. Украинские исследователи утверждают, что передача была полностью законна, так как этот акт был узаконен высшим органом СССР – Верховным советом, который имел право решать подобные вопросы. В 1978 году были введены новые Конституции в республиках СССР. В 77 статье Конституции УССР Крымская область упоминается в составе областей, вошедших в Украинскую Советскую Социалистическую республику.
Крым в постсоветское время (90-е гг. XX – нач.XXI в.)
В 1990 году был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР как субъекта Союза СССР. В январе 1991 года был проведён референдум, за воссоздание Крымской автономии проголосовало 93 % населения Крымской области. Уже 12 февраля 1991 г. согласно закону Верховного совета УССР, Крымская Автономия была восстановлена в составе УССР. Она получила название Республика Крым. После распада СССР в декабре 1991 г. полуостров все также оставался частью Украины, только уже независимой.
В 1992 г. Верховный Совет Республики Крым принял акт о провозглашении государственной самостоятельности, была утверждена Конституция республики Крым, и даже принято постановление о проведении Общекрымского референдума о независимости. Однако Верховный Совет Украины отменил этот акт, как противоречащий Конституции Украины. Далее в марте 1995 г. Верховный Совет Украины принял закон об отмене Конституции республики Крым и некоторых других законов. Согласно закону 1995 г. был принят законопроект о изменении статуса Республики Крым, которая из государственной автономии была преобразована в административно-территориальную.
В ноябре 1994 г. был заключен Будапештский меморандум, подписанный лидерами Украины, РФ, Великобритании и США. Согласно ему Украине гарантируется безопасность взамен на отказ от ядерного оружия: «...Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины…Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций…».
В 1997 году Российская Федерация и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Согласно ему стороны обязались уважать территориальную целостность друг друга: «…Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права…» [2].
А в 2003 году эти же державы заключили договор о государственных границах, который закрепил территориальную принадлежность Крыма к Украине: «…В настоящем Договоре под термином "российско-украинская государственная граница", далее - "государственная граница" или "граница", понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, разделяющие государственные территории (сушу, воды, недра и воздушное пространство) Договаривающихся Сторон от точки стыка государственных границ Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь до точки, расположенной на берегу Таганрогского залива...»[5].
Присоединение Крыма к Российской Федерации 2014 г.
В 2014 году на территории Крыма прошел референдум, по итогам которого полуостров вошел в состав Российского государства. Украина, а также ряд других европейских и западных стран называют присоединение Крыма к РФ – аннексией. Они подтверждают это утверждение следующими аргументами: Во-первых, референдум, который проходил на территории полуострова, противоречит украинскому законодательству. Согласно 72 и 73 ст.
Конституции Украины вопросы об изменении территории страны решаются только на всеукраинском референдуме, который назначает Верховная рада: «...Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными этой Конституцией…Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины…». Голосование по крымскому вопросу же проводил Парламент Автономной Республики Крым, который не уполномочен этим заниматься.
Во-вторых, вопрос о референдуме не может регулироваться международным правом, так как это внутреннее право государства.
В-третьих, по мнению украинской стороны, вопрос о праве народов на самоопределение не стоял вообще. По уставу ООН подобным правом обладают только народы, а не национальные или же этнические меньшинства, которыми являются жители Крыма: «..признавая, что Устав Организации Объединенных Наций, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Венская декларация и Программа действий подтверждают основополагающее значение права на самоопределение всех народов, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие…». Единственные, кто с точки зрения украинской стороны мог взывать к самоопределению – крымские татары. Однако перед референдумом Крымско-татарское национальное собрание (меджлис крымско-татарского народа) осудило российскую агрессию и отказалось признавать референдум легитимным.
В-четвертых, присоединением Крыма Россия нарушила Будапештский меморандум 1994 г.; Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997г.; Договор о государственной границе Украины 2003 г.
В-пятых, с украинской точки зрения, референдум проходил в условиях военного вмешательства России во внутренние дела Украины, что нарушает нормы международного права и ставит под сомнения итоги голосования.
В-шестых, Россия нарушила Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 года: «…Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость…» [6].
Все это, с точки зрения украинской стороны, лишь часть условий, которые нарушила Российская Федерация, присоединив Крымский полуостров к своей территории.
Позиция российской стороны определилась после Евромайдана[6], прошедшего в Киеве в декабре 2013 года. По официальной версии, присоединение Крыма к России нужно было для «защиты русского населения от украинских националистов». В качестве доказательства российские власти ссылаются на Декларацию 1970 года о принципах международного права, которая закрепила право народов на самоопределение, а также на Устав ООН. Помимо этого, по словам российской стороны, Крым должен был перейти в распоряжение войск НАТО уже в мае 2014 года.
А 15 мая украинское правительство якобы планировало расторгнуть договор, который был заключён между Россией и Украиной в 2010 году, об аренде севастопольской базы, на которой дислоцируется Черноморский Флот России. Если бы это произошло, то Россия была бы обязана вывести свой флот с Крымского полуострова, что означало бы потерю, как мы уже поняли, стратегически важного объекта.
По словам российских властей, создание крупной военной базы под самым боком РФ означало бы постоянный источник политической напряженности, чреватый множеством межнациональных конфликтов. Помимо этого, президент России ссылается на косовский прецедент, при котором в аналогичной, по его мнению, ситуации международное сообщество признало отделение от Сербии законным. В итоге крымского референдума 93% жителей Крыма выступили “За” присоединение при явке в 81%. Российским полуостров признали 7 стран: Венесуэла, Афганистан, Никарагуа, Сирия, КНДР, Судан, Куба.
А уже 18 марта 2014 года президент России подписал Договор, официально определяющий Республику Крым как часть Российской Федерации: «…Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь…» [4]. Закрепив за собой Крымский полуостров, Россия стала активно развивать на его территории хозяйственную промышленность, судостроение, машиностроение и другие виды промышленности. Несмотря на это, Крымский полуостров в Конституции Украины определяется как часть ее территории: «…Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению…» [7].
После присоединения Крыма к Российской Федерации, а именно 27 марта 2014 года, Генеральная Ассамблея ООН[7] приняла резолюцию о территориальной целостности Украины, в которой подчеркивает, что референдум, проведенный в Крыму этого же года не имеет законной силы: «…подчеркивает, что референдум, проведенный в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имея законной силы, не может быть основой для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя…» [12]. Парламентская ассамблея ОБСЕ[8] 2 июля 2014 года поддержала проект резолюции. Также действия России осудили: Комитет министров Совета Европы[9], Генеральный секретарь НАТО – Йенс Столтенберг, Европейский союз и другие.
Помимо этого, по отношению к Российской Федерации было введено большое количество санкций: многие западные компании прекратили поставлять продукцию в Россию, американские IT-компании перестали сотрудничать с российскими банками, платежные системы VISA и MasterCard прекратили обслуживание своих карт на территории полуострова и так далее. Против подобного воссоединения выступила также и российская оппозиция. В их числе Борис Немцов, Максим Кац, Алексей Навальный и Михаил Ходорковский. Все же нашлись и сторонники подобного волеизъявления. Среди них Федор Бондарчук, Олег Газманов, Иосиф Пригожин и другие.
Заключение
В период с XVIII века по XXI век Крымский полуостров принадлежал одному государству – Российскому. В XVIII веке Крым был присоединен к России, вследствие турецких войн. Было заключено большое количество договоров, чётко закрепивших полуостов за Российской Империей.
После XVIII века статус полуострова оставался неизменным вплоть до революций начала XX в. В революционное время и годы Гражданской войны на территории Крыма власть неоднократно менялась, вследствие чего происходило много потрясений в экономической и общественной жизни полуострова.
В годы Великой Отечественной войны Крым находился в зоне немецко-румынской оккупации. Немецко-румынскими войсками были варварски уничтожены многие промышленные и культурные объекты, проводилась политика массового геноцида местного населения. После освобождения Крымского полуострова советскими войсками в 1944 году, проводилась политика депортации крымских татар с полуострова, обвинённых в сотрудничестве с нацистами. После этих событий полуостров был практически опустошен. Это, по одной из версий, и стало причиной передачи Крыма в состав Украинской ССР, которая должна была помочь полуострову восстановится после всех тех волнений, которые произошли на его территории. Но все же есть противоречия в этой передаче. Российские учёные считают, что Крым вошёл в состав Украинской ССР незаконным путем, украинские же исследователи считают наоборот. В дальнейшем разногласия не закончились.
После распада СССР Крымский полуостров стал частью независимой Украины. Хоть крымчане и хотели получить автономию, проведя даже референдум в 1991 году – их мнение было проигнорировано. В 2014 году статус Крым изменился, потому что он вошёл в состав Российской Федерации, вследствие референдума. Несмотря на то, что прошло уже почти 7 лет спустя присоединения полуострова к России, международное сообщество отказывается называть это воссоединение законным. Таким образом, вопрос принадлежности полуострова в рамках правового поля не решен окончательно.
Список литературы
- International Court of Justice 2017-2020 – All rights reserved. ООН. Устав ООН // Законодательство — 1945.
- The Treaty on Friendship, Cooperation and Partnership between Ukraine and the Russian Federation, Ukraine-Russ., May 31, 1997, U.N. Doc. A/52/174, annex I; Alma-Ata Declaration, Dec. 21, 1991, 31 I.L.M. 147 (1992).
- Брестский Мир: Мирный договор. Между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с другой стороны /текст/. Хронос. Всемирная история в Интернете.
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.).
- Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (Киев, 28 января 2003 г.).
- Конституция Украины: Принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.- ст.72-73, 134.
- Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией. 10(21).07.1774.
- Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. ОБСЕ. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975).
- Парижский трактат. 30.03.1856.
- Распоряжения светлейшего князя Григория Александровича Потемкина Таврического касательно устроения Таврической Области с 1781 по 1786 год (1881) // ЗООИД. Одесса. Т. 12.486 с.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262 о территориальной целостности Украины.
- Соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР».
- Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» [Текст] // Ведомости Верховного Совета СССР.1954.№4(798). 9 марта. С. 64.
- Ясский мирный договор // 29.12.1791 (09.01.1792) - С.287.
- Бабурин С. Крым навеки с Россией: историко-правовое обоснование воссоединения республики Крым и города Севастополь с Российской Федерацией [Текст]. – М.: Книжный мир, 2014. – 176 с.
- Грибовский В.Ю. Российский черноморский флот в морских сражениях русско-турецкой войны 1787-1791 гг. // Бриз. 1995. № 6; 1996. № 1. /
- Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции // Allpravo.ru – 2003.
- Крым в развитии России: история, политика, дипломатия. Документы Архивов МИД России / Министерство иностранных дел Российской Федерации. – Ижевск, 2018. – 600 с.
- Мошкин С. Почему Хрущев передал Крым Украине. Судьбу полуострова предопределило простое хозяйственное решение [Электронный ресурс].
- Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою в 1774 году // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. М.: Рос. Архив, 1994. С. 237-241.
- Томсинов В. А. Референдум о сецессии в конституционном и международном праве (крымский референдум 2014 года с юридической точки зрения) / Под ред. А.А.Власова. / М.: Издательство “Аспект Пресс”, 2020.С. 83-105.
- Томсинов В. А. «Крымское право» или Юридические основания для воссоединения Крыма с Россией. М.: Зерцало-М, 2015. - 132 с.
- Томсинов В. А. Международное право с точки зрения воссоединения Крыма с Россией // Законодательство. — 2014. — № 7.
- Томсинов В. А. Украинский кризис и международный правопорядок // Диалог: Политика, право, экономика. Международный научно-аналитический журнал Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2016. № 2. С. 61-71.