Индивидуальный проект "Роль искусства в годы Великой отечественной войны"
Ученический исследовательский проект по истории на тему "Роль искусства в годы Великой отечественной войны" описывает роль и значение военной песни и плакатов в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны, изучает их историю и развитие.
Подробнее о работе:
В готовой исследовательской работе по истории на тему "Роль искусства в годы Великой отечественной войны" автором рассмотрены основные направления искусства в период войны 1941 - 1945 гг., среди которых преобладают военные песни и плакаты на военную тематику. В проекте изучается история появления военных плакатов и их роль в обществе того времени.
В учебном исследовательском проекте об искусстве времен Великой Отечественной войны представлены интересные сведения об истории создания военных песен, а также существовании этих песен в нашей современности. Автор объясняет, в чем заключается сила военных песен, и почему они были так необходимы людям в тяжелое время, а также почему их нужно популяризировать сегодня. Проводя исследование, ученица выяснила, какие песни были особенно популярны в годы Великой Отечественной войны и предложила идеи, как можно побудить интерес к песням военных лет у молодого поколения.
Оглавление
Введение
1. Искусство военных лет.
1.1 Из истории плаката.
1.2 Советские плакаты Великой Отечественной войны.
1.3 История создания военных песен
1.4 Песни военных лет сегодня.
1.5 В чём сила военной песни.
Заключение
Литература
Введение
После 9 мая 1945 года прошло уже 75 лет. Но трудно найти семью, которой бы не коснулась война. Участников войны, которые завоевали нам победу, чтобы мы жили счастливо и наслаждались жизнью, осталось не так уж и много. Независимо от того, сколько времени прошло с окончания войны, мы все должны всегда помнить, кому мы обязаны жизнью. К сожалению, нельзя и сегодня сказать, что вопрос о войне не актуален. Поэтому тема моей работы выбрана далеко не случайно.
Песни, плакаты – как люди: у каждого своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены мои поиски и исследования, результатом которых стал мой проект. «Роль искусства в годы Великой Отечественной войны»
Цель проекта: определить роль и значение военной песни и плакатов в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
- собрать материал о плакатах и песнях Великой Отечественной войны;
- изучить историю создания известных песен о войне;
- узнать, какие песни были особенно популярны в годы Великой Отечественной войны;
- побудить интерес к песням Великой Отечественной войны.
- Провести анкетирование.
Актуальность проекта. Искусство всегда было явлением объединяющим нацию, и в этом его огромная сила. Именно в песнях и плакатах военных лет наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны.
В человеке с детства нужно воспитывать эти духовные ценности, именно они никогда не потеряют своей актуальности. А в связи с 75 – летием Победы они наиболее востребованы.
Объект исследования. Песни, плакаты Великой Отечественной войны
Гипотеза: если искусство обладает энергетикой, то можно предположить, что патриотическая военная песня, плакат может оказывать сильное влияние на волю человека к победе.
Объект исследования: военные песни, плакаты.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, и интернет - ресурсов, анкетирование, эксперимент.
Искусство военных лет
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.
«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.
По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Из истории плаката
Впервые оценил солдат твой ладно скроенный плакат.
Он выгорел, как гимнастерка, он весь изранен, весь в пыли.
Дождем и ветром краску стерло, и тени лишние легли.
Но он стоит неколебимый, такой простой, необходимый,
Наш верный спутник, наш собрат, дорожный выцветший плакат.
И. Гюнетян.
Силу, мощь и боевой дух поднимали нашим солдатам не только командиры и сами бойцы, но и плакаты, которые призывали и вдохновляли советских людей на борьбу против оккупантов, возвращали людям надежду и веру в скорую победу. Военный плакат был оружием, «бойцом в строю», его носили сложенным в военных сумках и приклеивали на «лоб» танка, отправляясь в бой; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет. Поэтому я решила изучить историю плакатов ВОВ, их особенности создания и исследовать их роль в Великой Победе.
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Изучая плакаты периода 1941-1945 гг., можно проследить весь ход Великой Отечественной войны с её неудачами, тяжёлыми потерями и долгожданными победами. Сегодня немногие школьники знают, что советские плакаты, созданные в годы Великой Отечественной войны, показывают нам не только хронику важнейших событий войны, но и раскрывают настроение и переживания советских людей в этот тяжёлый для страны период.
Плакат (нем. Plakat - калька, объявление, афиша) — броское, как правило, крупноформатноеизображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учеых целях. Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Главное назначение плаката – звать и убеждать.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живопись
Советские плакаты Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. За время войны плакаты прочно вошли в жизнь. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны.
Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения и в этом, несомненно, важную роль сыграл плакат, историю которого я и изучила подробно.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».
Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.
Автор плаката через много лет после окончания Великой Отечественной войны рассказывал историю, услышанную от знакомого ему фронтовика: Наши войска обороняли город от превосходящих сил противника. И, как это довольно часто бывало в первые месяцы войны, город отстоять не удалось. Когда бойцы покидали его, один солдат, увидев на стене полуразрушенного дома плакат, воскликнул: «А как же мама моя?!».
Он отстал от товарищей, снял плакат со стены, аккуратно сложил его и, сунув под гимнастерку, бросился догонять своё подразделение, но пуля его догнала. Это говорит об огромном эмоциональном воздействии, которое плакат оказывал на фронтовиков.
Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.
С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!
Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.
...Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.
Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.
Он в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам.
Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.
После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед.
Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».
...Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.
Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину
Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.
А я попыталась сделать блокнот с изображением некоторых плакатов и их описанием. Передала в школьный музей, чтобы учащиеся, учителя и гости могли ознакомиться с его содержанием.
История создания песен
Песни военных лет!.. Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец…. Каждый композитор и поэт, который вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все страстное стремление служить общему делу, ощущал себя воином великой армии-освободительницы. Каждая из них несет на себе неповторимую печать атмосферы тех далеких, но не изгладившихся из памяти лет, каждую отличает высокий патриотический подъем, непреклонная решимость и устремленность к победе, объединявшая всех перед лицом суровых испытаний в годы Великой Отечественной войны. У каждой военной песни есть своя история, своя судьба.
«Священная война»
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в
предвоенную пору. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления.
Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
«КАТЮША» муз. М.И. Блантера сл. М.В.Исаковского
М.В.Исаковский говорил «Вначале я не знал, — что же делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера.
Когда композитор прочитал четверостишие, он буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла его воображение. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным.
И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
"Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств, врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали.
И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.
«Синий платочек»
Весной 1940 года в московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли, известного польского оркестра Генриха Гольда «Голубой джаз». Пианист джаза на одном из концертов исполнил свою новую мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М.Галицкий обратил внимание; на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале, записал в своем блокноте возникший в его поэтическом воображении текст:
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч...
Встретившись после концерта с Ежи Петерсбурским в гостинице, поэт показал ему свои черновые наброски. Было решено, что песня, пожалуй, получится, но текст следует дополнить еще несколькими куплетами. Через несколько дней она была полностью готова, и на очередном концерте ее впервые исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау. Новая песня, названная авторами «Синий платочек», сразу понравилась москвичам. С этого дня она обязательно исполнялась в каждом концерте оркестра Генриха Гольда.
Вскоре «Синий платочек» стал широко известен и его включили в свой репертуар такие мастера песенной эстрады, как Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская.
Клавдию Ивановну Шульженко «Синий платочек» не взволновал. Она вспоминала: «Синий платочек» в том, довоенном, варианте мне понравился — легкий, мелодичный вальс сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс. Но текст его меня не заинтересовал: показался рядовым, банальным». Так и не попал «Синий платочек» в довоенный репертуар Клавдии Ивановны. Началась Великая Отечественная война. Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песни «Синий платочек».
Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни. Буквально в первые же дни войны в Киеве получил распространение вариант текста «Синего платочка», сочиненный безвестным автором:
Ровно в четыре часа
Киев бомбили. Нам объявили,
Что началася война.
Часто во время концертов бойцы просили Клавдию Ивановну Шульженко исполнить «Синий платочек». Поэтому певица включила в свой репертуар эту песню.
Однажды весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал в гвардейском подразделении генерала Н.А .Гагена, защищавшем легендарную «дорогу жизни» через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой!» лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о «Синем платочке», артистка сказала:
— Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии.
Лейтенанта М. А. Максимова очень взволновали эти слова, и он воспринял их как личное задание. Вернувшись с концерта он, сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова,— вспоминала К. И. Шульженко.— В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась в моем репертуаре».
Главная «победная» песня «День Победы»
Наше исследование военных песен было бы не полным без рассказа о главной «победной» песне, которая родилась только через 30 лет после завершения войны. Совместно созданная Давидом Тухмановым и В. Харитоновым песня «День Победы» впервые прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
Песни военных лет сегодня
Великая Отечественная война… Страшная, жестокая. До песен ли в такое тяжелое время? Но только у нашего сильного духом народа могли родиться такие песни: песни-призывы, песни - вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, чтобы спасти Родину, будущее, счастье и цивилизацию мира.
Песня - это душа народа. Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни о войне так же "канут в лету"?
Я провела опрос среди моих сверстников: учеников 5 классов на тему: Какие песни о ВОВ вы знаете? Где можно сегодня услышать военные песни? Нужно ли нам знать песни военных лет? Если да, то для чего? В опросе принимало участие 40 учеников. (Приложение)
В результате данного опроса можно сделать вывод, что самыми популярными среди учеников являются песни: «День Победы», "Катюша», «Синий платочек», «Священная война»
Сегодня песни военных лет звучат по радио, по телевидению: в популярных телепередачах, в школе и ежегодно 9 мая в Карачевском лесу на мемориале. Отвечая на третий вопрос, все были едины в одном: обязательно нужно знать песни военных лет - это поможет нам помнить о подвиге нашего народа. О том, какой ценой досталась нам Победа.
В чём сила военной песни?
Я выяснила, что военная песня - это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
Испокон веков музыка являлась грозным и очень действенным оружием в борьбе. "Музыка удваивает, утраивает армию", говорил Александр Васильевич Суворов. "Фронтовая песня - это винтовка. Враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия". Данные высказывания позволили мне выдвинуть предположение, что песни, исполняемые в годы войны, обладают особой силой, способны объединить людей и поднять их боевой дух. Тем самым они внесли свой неоценимый вклад в дело Победы.
Для проверки моего предположения, среди учеников 5 классов было проведено исследование о влияния военной песни на настроение детей 12 лет. В качестве музыкального материала была выбрана одна из популярных военных песен нашего класса, песня- марш "Священная война".
Учащимся было предложено:
- Выбрать один из предложенных цветов (синий, зеленый, оранжевый, желтый, красный, коричневый, черный, серый - цвета из теста Люшера );
- Слушание песни - марша "Священная война";
- Еще раз выбрать один из 8 цветов.
Итак, после прослушивания песни-марша "Священная война", у 17% ребят появились такие качества и эмоции, как мужество, целенаправленность и активность, которые не наблюдались ранее в данной группе. Так же появилось отрицание, протест, и склонность к самоограничению.
В остальных цветовых показателях изменились только количество процентов. Данный эксперимент показывает, что песни времен Великой Отечественной войны действительно способны наделять людей Мужеством, наполняют верой в Победу. Таким образом, мое предположение подтвердилось.
Мои любимые песни, это песни военных лет. Я записала песню собственного исполнения и диск передала в школьный музей.
Заключение
Рассмотрев в своей работе советское плакатное искусство времён Великой Отечественной войны, я пришла к выводу, что плакаты как особый жанр живописи широко распространяются в СССР ввиду простоты и понятности для широких масс. Особенно большую роль плакаты сыграли в Великой Отечественной войне: они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе.
Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мною была создана хронология важнейших событий войны: с начала вторжения Германии в СССР 22 июня 1941 года до её полной капитуляции 8 мая 1945 года. В своей работе я проанализировала самые разнообразные плакаты этого периода: плакаты укрепляющие боевой дух солдат, плакаты агитирующие тружеников тыла не жалеть ничего для фронта, плакаты для партизан, плакаты для бойцов.
Сюжеты плакатов были разные, но цель у них была одна — победа над врагом. Анализируя плакаты времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И, по моему мнению, самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.
Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю для нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.
Роль искусства в войне огромна, ведь если бы его не было, то скорее всего не было бы и того невероятного настроя русских бойцов на победу, того огромного чувства патриотизма. Получается, что во многом сегодняшнему человеческому счастью жизни без войны мы обязаны искусству. Его можно смело назвать главной поддержкой и опорой в трудные минуты жизни.
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Плакаты рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку. Песни согревали сердце на привале. Все это помогало выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.
Вместе с Отчизной песни встали в солдатский строй с первых дней войны и прошагали по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили!
Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они, и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.
В процессе работы я определили самые популярные военные песни среди учеников наших классов, исследовала историю создания военных песен, доказала, что военные песни способны поднимать дух людей и в наше время.
Мы не можем сегодня поговорить со своими прадедушками, прабабушками, и другими родственниками, которых унесли война и время. Но мы можем петь те, же песни, которые они пели в своё время и они смогут соединить то, что другие соединить не в силах.
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
Стершиеся чернила,
Выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было
Легче нам умирать.
Песни поры военной
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.
Сергей Островой
Полученные данные, результаты исследования, мультимедийная презентация могут быть использованы на уроках ОРКСЭ, истории, классных часах для более глубокого и образного понимания событий Великой Отечественной войны.
Литература
- Алпатов М.В, Н.М. Ростовцев Н.М. "Искусство"; Москва, 1989 г.
- Бабурина Н.И. «Русский плакат» Л., 1988г.
- Брискина В. «Опыт работы над агитплакатом» М., «Советский художник», 1959г.
- Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд. Галарт, 1994г.
- Иванов В.С. «Как создается плакат?» М., Изд.: Академии Художеств СССР.
- Кеменов В. С. «Статьи об искусстве». М., 1965г.
- Кукрыниксы. «Втроем», М., 1975г.
- Кукрыникнсы «Годы войны»; М., 1985г.
- Соколов Н., "Наброски по памяти"; Москва, 1987 г.
- Соколова Н., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г.
- Энциклопедия для детей. Т.5. «История России».2010г.
- Интернет ресурсы
Приложение. Какие песни о ВОВ вы знаете?
Да, нужно, чтобы не забывать о подвиге советских солдат. Ответили все 20 человек.