Понятие коллективной творческой деятельности
Понятие коллективной творческой деятельности
Коллективно-творческая деятельность (КТД) – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей.
Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу (Иванов Игорь Петрович); это определение может быть также направлено на школьников и учителей. Если говорить кратко, то это мероприятие, где команды придумывают какие-либо номера, песни, танцы, сценки, рисунки и т.п. Это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам.
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А. С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором в наиболее глубокой форме выражалось бы существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.
Продолжил педагогическое наследие А. С. Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят, как о “педагогике сотрудничества”, называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».
В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.
Коллективное творческое дело это:
- Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
- Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их педагогов (вожатых), как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение (анализ) совместных действий.
- Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений важной задачи. Оно не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят, это личное творческое начало.
Принципы, признаки и методы коллективной творческой деятельности
Не любое творческое мероприятие, в котором участвует группа детей, может быть коллективно-творческим делом. КТД отличает ряд признаков.
Признаки КТД:
- Коллективная деятельность (взаимодействие детей, вожатых в процессе всего дела);
- Творческая составляющая (развитие творческих способностей, нестандартного мышления в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых);
- Мотивация (желание достижение цели в процессе дела);
- Анализ дела (мнение участников – детей, анализ и выводы – для вожатых);
- Все участники дела должны быть задействованы.
Главные принципы КТД таковы:
- воспитывать детей в совместной развивающей деятельности, предоставляя им макс. возможную самостоятельность в любой момент, на каждом этапе организации коллективных дел, создавать вместе с ними, а НЕ вместо них;
- обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.
Методы подготовки дел
Каждый метод основывается на особом способе формирования групп детей — организаторов отрядного дела и особом способе работы групп.
1) Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами конкретного дела.
Они:
- сами предлагают провести отрядное дело;
- сами пишут сценарий дела и готовят все необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, подарки победителям и т.д.);
- сами проводят дело;
- анализируют дело сами и совместно с отрядом.
2) Творческая группа (творческое объединение) — группа наиболее подготовленных, грамотных в определённом вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу (например, подготовить туристическую тропу лучше всего смогут ребята, увлекающиеся туризмом и разбирающиеся в этих вопросах).
Творческой группе поручается от начала до конца разработать дело или часть дела. Ребята могут привлекать к работе любого члена коллектива, по мере необходимости назначать репетиции, обращаться за помощью к специалистам или находить таковых. В этом состоит отличие творческой группы от инициативной группы.
3) Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.
В отличие от творческой или инициативной группы, функции совета дела намного обширней и сложней.
Совет дела:
- привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;
- разрабатывает конкретный сценарий дела;
- организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;
- контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идёт работа;
- руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;
- анализирует проведённое дело со всеми ребятами отряда.
Проведение коллективной творческой деятельности
Структура КТД
- Настрой группы. Песни, игры, комплекс упражнений, которые помогают творчески раскрыться и понять, над чем надо работать.
- Разбивка. Случайная разбивка: по голосам животных, по цвету одежды, по росту, по дням рождения и т.д. Разбивка по симпатиям: по желанию выбирается несколько человек, которые по цепочке должны набрать себе команду. Помогут игры-миксеры.
- Раздача задания. Общая идея дела одна, задания разные, например, всем участникам предлагается исполнить популярную песню, но в стиле романса, оперы, тяжелого рока, и т.д.
- Подготовка выступления. Время от раздачи задания до начала проведения 15– 20 минут.
- Жеребьевка. Для установления очередности выступления.
- Выступления групп. Перед началом всего дела разыгрывается игровая идея, которая продолжается перед каждым выступлением в форме творческого представления ведущих. Особое внимание обратить на поддержку выступающих аплодисментами, добрую атмосферу.
- Подведение итогов. Награждение проводится по номинациям (звонкий соловей, танцующие звезды и т.д.) в виде вручения грамот, памятных призов. Желательно, чтобы все участники получили какой-нибудь приз.
- Анализ дела. Может быть групповым или индивидуальным, когда каждый из участников высказывает свое мнение.
Правила:
- Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ;
- Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ;
- Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие;
- Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся;
- КТД должно стать полем для самовыражения ребенка; Любая разумная идея должна быть услышана; Каждый ребенок должен найти для себя место.
Как вожатому разработать КТД:
- Определение темы: смена посвящена определенной тематике, черпайте идеи из легенды дня;
- Определение возраста участников: так вы определитесь с примерным содержанием;
- Постановка цели и задач;
- Выбор структуры, места проведения;
- Составление содержания (подборка конкурсов, поиск сценария, вопросов);
- Выбор варианта награждения.
Организация подготовки, проведения коллективных творческих дел
1 этап. Предварительная работа. Обсуждение проблем в коллективе, постановка целей и задач. Определение содержания (идея, сюжет). Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? При определении данных параметров стоит учитывать мнения участников и организаторов дела.
2 этап. Коллективное планирование. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты КТД. Один из вариантов отбирается для осуществления или на базе нескольких предложений КТД создается сводный проект. Здесь начинается разработка КТД.
3 этап. Коллективная подготовка или Организация. Распределить роли участников в процессе реализации дела. Нужно учитесть способности участников, их желание в развитии определенных умений. Необходимо определить и подготовить: помещение, реквизит, оборудование и т.п.
4 этап. Проведение дела. Его реализация. Этап включает в себя приготовление перед началом КТД и само проведение дела. При проведении дела вожатые, педагоги выступают в роли помощников и наставников, участвуют в совместной деятельности.
5 этап. Коллективный анализ. Проведенное дело обсуждается на общем сборе, где каждая группа высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее. Также необходимо изучить мнения детей, их эмоции, предложения и замечания.
6 этап. Ближайшее последствие. Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе (исправление недочетов).
Особенности проведения:
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
o 30-40 минут;
Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом. |
o 40-60 минут;
Вид - любой Перемешать спортивные и интеллектуальные конкурсы. |
o 60-80 минут;
И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков). |
В своей практической деятельности каждый педагог может использовать и другие варианты, способы подготовки дел.
Но всегда нужно помнить:
- общее мнение вырабатывается из предложений каждого;
- соблюдение принципа «сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем» даёт возможность развивать инициативу и самостоятельность детей;
- отрядные дела могут быть самые разные, но все они должны соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят;
- обязательным для каждого из вариантов подготовки дел должен стать анализ проведённого дела, когда все ребята отряда размышляют над удачами, ошибками и определяют для себя перспективы, планы на будущее, программу последействия.