Проект на тему: «Родной город»
Учащиеся 1 класса проводят самостоятельное исследование и создают групповой ученический проект по окружающему миру на тему "Родной город", в котором дают характеристику понятия "Малая Родина", изучают историю возникновения родного города и определяют, в честь чего город получил свое имя Рудня.
Подробнее о работе:
В процессе написания детской исследовательской работы по окружающему миру "Родной город" учащиеся 1 класса начальной школы проводят сбор и анализ информации о своем родном городе, выясняют, откуда произошло его название, что означает изображение на гербе города Рудня, находят родной город на карте Смоленской области и изучают песню о своем родном городе, написанную поэтом П. Шпаковым.
Учебный проект первоклассников о родном городе свидетельствует о том, что с малого возраста ребенку необходимо прививать любовь к своему родному городу, к месту, где он родился и растет, потому что любовь к Малой Родине формирует любовь к своей стране, воспитывает патриотичность и сознательное отношение окружающему миру.
Оглавление
Введение
1. Что такое «малая Родина»?
2. Происхождение названия города Рудня.
3. Что обозначает герб нашего города.
4. Песня о городе Рудня.
5. Любимые места родного города.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, к родной природе – месту, где человек родился. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания с детства – это воспоминание о родных местах, любимых тропинках, закоулках, о том, что делает любовь к родному краю неизменной и такой незабываемой.
Мы решили осуществить проект «Родной город». Он разработан в рамках учебной дисциплины «Окружающий мир» ФГОС 1 класс.
Используется системно-деятельностый подход, который предполагает учёт возрастных, индивидуальных, психологических, физиологических особенностей учащихся. Разные виды деятельности и формы общения обеспечивают положительную мотивацию, рост творческого потенциала учащихся, обогащения форм взаимодействия со взрослыми, сверстниками.
Все мероприятия организуются в процессе учебной (проектные уроки), внеурочной (классные часы) деятельности.
Цель: создать условия для накопления у детей 1 класса знаний о своём городе в процессе разработки детско-взрослого проекта «Родной город».
Задачи проекта:
- Усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь.
- Обогащать и систематизировать знания детей о родном городе.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
- Выявление у учащихся способностей к оригинальному нестандартному решению творческих задач.
- Развитие творческих способностей в ходе оформления фотовыставки «Мой родной город».
Проблемные вопросы:
- Что такое «малая Родина»?
- Является ли город Рудня малой Родиной?
- Почему наш город называется Рудня?
- Что обозначает герб нашего города?
- Какие достопримечательности есть в нашем городе?
Этапы проекта:
- Подготовительный (погружение в проект):
уроки окружающего мира:
- «Что такое Родина?»,
- Проект «Родной город»
- Организационный:
- выбор и организация групп участников проекта,
- определение направления работы:
- для детей под руководством учителя – поиск информации об истории г. Рудня, о его гербе, достопримечательностях,
- для всех - экскурсия в районный музей (Приложение 1.) – 14.10,
- совместно с родителями и учителем – выбор мест для фотографий любимых мест города, его достопримечательностей.
- Осуществление деятельности:
- промежуточное обсуждение по собранному фотоматериалу,
- рассматривание фотографий с видами малой Родины;
- обработка данных, обмен идеями (в устной форме).
- Обработка и оформление результатов проекта (фотовыставка):
- оформление результатов на стенде в коридоре начальной школы в виде фотовыставки «Мой родной город»,
- урок-проект по окружающему миру «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Родной город»,
- оценивание.
- Обсуждение результатов (рефлексия):
- участники проекта обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы,
- участники обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.
- рефлексия – самооценка проделанной работы.
- Планируемые результаты обучения:
- после завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
- проводить исследования по выбранной теме,
- устно излагать свои мысли, делать сообщения, делиться информацией с одноклассниками,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества.
Что такое «Малая Родина»?
Работа по теме началась с мозгового штурма «Родной город». Дети высказывали свои мнения. В итоге мы пришли к выводу, что
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Моя малая родина – это место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные, место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда.
Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.
Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Ты её принимаешь, любишь такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное – несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот.
Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. С именем Отчизны в сердце и на устах шли её лучшие сыны и дочери в бой с врагами, совершали героические подвиги. Ведь любовь к Родине можно сравнить только с любовью к своим близким.
Потеря их означает глубокую скорбь, а потеря Родины – потерю человеческого счастья, потерю веры в будущую жизнь, потерю самого себя. А если нужно было постоять за любимую Родину, за её честь и независимость, то люди отдавали самое дорогое, что есть у человека – жизнь.
Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Вот и я хочу описать свою Родину с её неповторимой историей возникновения и природой, с её памятными местами и многими другими важными для меня вещами. Наша малая Родина – Руднянский район Смоленской области.
Происхождение названия города Рудня
Город Рудня расположен в 74 километрах к северо-западу от Смоленска.
Название «Рудня» дали наши предки. Точнее, сначала местечко называлось «Родня». Под таким именем упоминается поселение в письменных источниках, рассказывающих о завоевании этих земель князем Андреем Ольгердовичем Полоцким в 1363 году. Буква «у» появилась в названии чуть позднее, и связано это с добычей руды.
Но только железная руда побудила людей заселить эти довольно болотистые края. Дело в том, что река Малая Березина, в долине которой возник город, входит в систему Днепра. А озеро Большая Рутовечь — это уже система Западной Двины. Здесь проходила одна из дорог великого пути «из варяг в греки». В Рудне завершался большой волок судов из озера в реку. Другим конечным пунктом волока было Микулино.
Долгие годы Рудня входила в состав Польского государства. С 1772 года Рудня в составе России.
Заметный след в жизни Рудни оставила Великая Отечественная война. Многие жители с оружием в руках отстаивали свободу и независимость нашей Родины. В этой местности сражалась с фашистами знаменитая батарея «Катюша» капитана И. А. Флёрова. А Знамя Победы над поверженным рейхстагом в Берлине 30 апреля 1945 года водрузил уроженец Рудни Михаил Егоров, удостоенный за этот подвиг звания Героя Советского Союза.
Дети в процессе дидактической игры «Какой мой город?» дали определение нашему городу:
Г – гордый, героический
О – обворожительный, отличный
Р – родной, радостный
О – образцовый, огромный
Д – добрый, деловой, дружный, душевный.
Современная Рудня — это прекрасный и быстрорастущий город области.
Что обозначает герб нашего города Рудня?
Герб является историческим символом города, государственности и власти.
В центре красного поля (красный яркий цвет – цвет руды, добывавшейся когда-то на земле наших предков) расположена розетка из шести лепестков.
Розетка – «говорящий» знак бога Рода, бога громовержца, дошедшего до наших дней из славянской мифологии. Перед этим богом преклонялись наши предки, верили в его могущество и силу. Знак бога – розетка – помещался на воротах, домах тогда живущих.
Желтый или оранжевый цвет розетки – символ богатства, торговли, чем в древности славился наш город.
В левом углу герба – герб города Смоленска. Герб обрамлен золотыми колосьями – символ принадлежности района к сельскохозяйственному производству, земледелию.
Колосья оплетены лентой ордена Ленина в знак того, что крупнейшее предприятие района – молочно-консервный комбинат – имеет эту правительственную награду.
Герб увенчан башней о трех зубцах, отражающей статус города Рудни как районного центра.
Песня о городе Рудня
Песню о нашем городе написал П. Шпаков (Приложение 2.). Петр Артемович родился 9 июня 1930 года в д. Лукавое. После окончания ремесленного училища начал работать в Руднянской типографии. Вскоре получил приглашение на работу – ответственным секретарем в редакцию местной газеты. Здесь стал заместителем редактора. Вся жизнь его была связана с газетой, которой отдано 42 года.
Долгое время П.А. Шпаков являлся ректором университета культуры, 35 лет руководил, созданным им литературным клубом «Современник». 20 лет он - заместитель председателя районного отделения общества охраны памятников истории и культуры, один из основателей районного музея, неутомимый краевед.
Петр Артемович награжден орденом «Знак Почета», бронзовой медалью ВДНХ, рядом Дипломов на Всесоюзных конкурсах Союза журналистов СССР. Стихи П. Шпакова печатались в различных сборниках, альманахах, центральных газетах и журналах, читались по Всесоюзному радио, положены на музыку.
Любимые места родного города
Любимые места родного города для наших ребят можно было распределить в три группы:
1. Исторически памятные места города – Руднянский исторический музей, памятник Скорбящая Мать, Памятный знак «Реактивная установка БМ-13», дом музей Героя Советского Союза М.А. Егорова, Кругловские высоты, Мемориальный комплекс жертвам холокоста, Мемориальный комплекс шести героям-минерам, Бюст капитана И.А. Флерова, М.А. Егорова, Братская могила возле школ №1 и 2 г. Рудни, Стена Героев с барельефами Героев Советского Союза – наших земляков и другие.
2. Социально-культурные объекты, объекты бытового назначения: магазины, детские сады, культурный центр, парк культуры и отдыха, районная больница, поликлиника, редакция газеты, школа № 1 и 2, ООО «Промконсервы» и другие.
3. Картины природы родного города.
Учащиеся класса:
- собрали материал о любимых местах города,
- сделали их фотографии,
- отобрали самые лучшие для выставки,
- разместили ее в коридоре начальной школы.
Заключение
Проект «Родной город» создавался два месяца. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили, все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки.
Получилась замечательная фотовыставка «Мой родной город». На ней представлены лучшие фотографии наших учащихся.
Участники проекта не только познакомились, но и:
- выяснили некоторые данные о родном крае,
- поняли, что из малого складывается большое – наш район часть большой страны, которая называется Россией,
- учились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности, учились сотрудничать с родителями, добивались взаимопонимания, совместно посещали библиотеки, музеи.
- поняли роль наблюдений, книг и других источников информации в познании окружающего мира,
- учились использовать приобретенными знаниями и умениями в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.
Работа нам очень понравилась. Все ребята активно работали. Мы хотим еще, как можно больше узнать о своей родине.
Наши фотографии имеют практическую, эстетическую и историческую ценность:
- выставка фотографий украшает стену в коридоре школы,
- это напоминание о суровой истории нашего города,
- изображения на фотографиях радуют глаз, заставляют проходящих остановиться, рассмотреть их и подумать, полюбоваться, а для наших ребят они напоминают о тех днях, когда были сделаны.
Литература
- Болотова С.А., Сибиченкова О.В. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – ч.2. – Смоленск: Русич, 2008. – с.177-179.
- Джумкова З, Стерхова Л.П., Тихонов Д. Рудня. – Москва: Амипресс, 2004. – с.47-59, 89-121.
- Стерхова Л.П. Рудня. Историко-социальный портрет района. – Смоленск: Рабочий путь, 1991. – с. 3-7, 36-43, 54-55, 68-69.
Приложение
Экскурсия в районный исторический музей г. Рудни
Песня о городе Рудня
Где с тобой товарищ мы живем.
Что же мы расскажем, запевала,
О любимом городе своем?
Летом здесь пух тополиный летает,
Зимою искрится снегов синева.
Рудня, чудесные люди тебя населяют.
Которые любят и славят тебя.
Здесь руду и в праздники, и в будни
Из болот наш предок добывал.
И огонь, зажженный в горнах Рудни,
В домнах твоих, батюшка – Урал.
И в труде и в ратном деле – боги-земляки.
Мы помним и храним:
Люблина и Годова тревоги,
Степанцова, Меркиной шаги.
Память, уведи за годы-горы
В май, в Берлин, где стяг Победы взмыл.
Знаменосец Михаил Егоров –
Рудни сын – в бессмертие входил.
vать скорбит о дочери и сыне,
В караул бессмертный в Рудне встав.
И «Катюша» - грозная машина
Здесь взошла на вечный пьедестал.
Мастера живут здесь и поныне
Доброго, льняного волокна.
И во многих знают странах мира
Маленькие банки молока.
О тебе вселенная узнает
И на всех наречьях назовет, -
Здесь Гагарин новый подрастает,
Тот, что на Венеру курс возьмет.
Богатей, цвети наш край заветный,
Счастья вам, рудняне-земляки.