Химические неточности в стихотворениях Б. Пастернака
Химические ошибки в стихотворениях Б. Пастернака
Следующий вопрос, который показался нам интересным, это вопрос о том, всегда ли с точки зрения науки химии Пастернак прав. Нет ли ошибок в использовании «химической» терминологии? Обратимся к стихотворению «После дождя». В нем Пастернак сравнивает град с поваренной солью.
«После дождя»
Теперь не надышишься крепью густой. А то, что у тополя жилы полопались,- Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол балконных, как с бедер и спин Озябших купальщиц,- ручьями испарина. Сверкает клубники мороженый клин, И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залег В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалек, как его уголек В кустах разожжется и выдует радугу.
Град действительно очень похож на каменную соль не только внешне, но и частично с химической точки зрения: град, как и каменная соль, имеет грязно-белый оттенок и кристаллическую форму. И здесь взгляду читателя представлена очень зримая картина только что выпавшего града.
Причем он не лежит какой-то неподвижной серой массой, а именно «стелется». Однако здесь присутствует и химическая неточность: град не может сохраняться долго, он тает, а соль, можно сказать, долговечна и не поддается влиянию на себя окружающей среды. Она, конечно, растворима. Соль растворяется в воде, а град и есть замороженная жидкость. Однако в этом же стихотворении Пастернак абсолютно точен в другом сравнении:
Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя.
Общеизвестно, что сода, вступая в реакцию с уксусом выделяет углекислый газ с характерным звуком и образованием пузырьков. Вот откуда «шипучка», которой «играет воздух садовый».
Наименования драгоценных и полудрагоценных камней в лирике Б.Пастернака
Думается, что отдельным предметом для разговора об особенностях поэтики Пастернака может стать использование названий драгоценных и полудрагоценных камней. Так в стихотворении «Душистою веткоюмашучи…» читаем:
Впивая впотьмах это благо,
Бежала на чашечку с чашечки
Грозой одуренная влага.
На чашечку с чашечки скатываясь,
Скользнула по двум,– и в обеих
Огромною каплей агатовою
Повисла, сверкает, робеет…
Урал, наша пермская земля пленили поэта своей красотой, мощью, первозданностью. В стихотворении «Ивака» (а это местечко недалеко от поселка Всеволодо-Вильва, где в 1916г Б.Пастернак провел полгода в доме Збарских), поэт, восторгаясь удивительными картинами уральской природы, напишет:
И шишек из сапфира
Нельзя и было выставить,
Из-под земли не вырыв.
Чтоб горы очаровывать
В лиловых мочках яра,
Их вынули из нового
Уральского футляра.
Капельки росы довольно часто поэты сравнивают с бриллиантами. Но у Пастернака это не простое сравнение. Его бриллианты на траве – это капельки росы на кислице – траве, как пишет поэт, со вкусом рислинга: чуть-чуть кислые. И читателю открывается не просто образ, созданный художником, а чувство расставаний влюбленных, может быть, навсегда. А может быть, и само свидание имеет вот такой кисловатый привкус. Вот эти строки:
Брильянты, хмурясь, висли,
По захладелости на вкус
Напоминая рислинг. (Из стихотворения «Имелось»).
Исследователи творчества Пастернака отмечают особую ассоциативность его лирики. Причем ассоциации могут как бы разворачиваться, переходить из одной в другую. Это можно увидеть на примере стихотворения «Ландыши», где, кстати, тоже есть название драгоценного камня – алмаза:
Кусты, и грузный полдень разом
Всей массой хряснет позади,
Обламываясь под алмазом.
Заключение
Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые, особенно ранние, стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми.
Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения.
Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей и даже, как видим, названия химических соединений.
Какую роль в создании художественных образову Пастернака имеют наименования химических элементов и их соединений? Именно на этот вопрос мы попытались ответить в данной работе.
В результате исследований пришли к следующим выводам: используя некоторые «видимые» или известные свойства химических элементов и их соединений поэт создает удивительно точный художественный образ, зримую и ёмкую картину мира, рисуя её с помощью «химических» эпитетов, сравнений и метафор.
Полагаем, что целенаправленное использование фрагментов художественных произведений, в частности строчек из лирики Б. Пастернака, на уроках химии, может способствовать развитию интереса не только «лириков», но и «химиков-физиков» к литературному наследию, чтению поэзии, систематическому чтению дополнительной литературы по предмету.
А на уроках литературы при анализе поэтических текстов Бориса Пастернака можно обращать внимание учащихся, например, на особенности использования названий химических соединений для более глубокого проникновения в текст стихотворения и постижения его смысла.
Библиографический список
- Альфонсов В. // Поэзия Бориса Пастернака// Л. Советский писатель. 1990.
- Вильмонт Н. //«О Борисе Пастернаке»// М. Советский писатель. 1987г.
- Пастернак Б. // «Стихотворения и поэмы, переводы»// Пермское книжное издательство. 1989г.