Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках географии и во внеурочное время
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Школьный урок – как основная форма организации образовательного процесса имеет определенные временные ограничения. Учителю доступно систематическое и последовательное изложение учебного материала, а также управление развитием познавательных способностей и формирование научного мировоззрения обучаемых.
В наше время построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием сохранения здоровья обучающегося.
Оно состоит в умении использовать педагогические приемы так, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.
Педагогические приемы, применяемые на уроках географии являются: частая смена видов деятельности на уроке (опрос учащихся, работа с учебником, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с картой), рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая напряженная работа должна приходится на его середину), создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение), создание благоприятной эмоциональной обстановки.
Образовательный процесс на уроке географии всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного – 30%, от того, что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и, особенно в самостоятельном творчестве – 90%. На своем уроке я использую различные источники информации.
Я на своих уроках географии применяю технологии: технология развития критического мышления, технология игровой деятельности, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, информационные технологии и все это на основе личностно-ориентированного обучения и использовании здоровьесберегающих технологий.
Технология критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Это может быть: составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, прогнозы «Верные и неверные утверждения», ключевые термины, Кластер (схема), Синквейн.
Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения. Игровая технология «деловая игра» может использоваться как самостоятельная технология в освоении учебного материала. В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной образовательной технологии (например, технология коллективного способа обучения).
Игра на уроке географии является комплексным носителем информации:
- «Третий лишний» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например: река, озеро, гора.
- «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?
- «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например озеро - это…, оазисом называют ….
- «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с картами
- ролевая игра.
Проблемное обучение- это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний.
Ученики устанавливают причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений по типу: что - где - когда. На уроках географии эта технология позволяет мне наладить контакт с обучающими и находить совместно решение проблемы.
Использовании информационных образовательных технологий на уроках географии повышает мотивацию учения и стимулирует познавательный интерес и эффективность самостоятельной работы.
В своей практике на уроках географии я большое внимание уделяю методу проектов. Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и представления изученного материала в виде какой-либо продукта или действий.
В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления Учебный план, реализуемый на использовании метода проектов, основан на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с целью, находящейся в реальном мире.
Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них задания. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время — одна из важнейших составляющих образовательного процесса.
В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса.
Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Появляется новая оценка - «и это тоже возможно».
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Это всегда движение вперед.
Вашему вниманию я предлагаю паспорт проектной группы.
Особенно можно выделить такие яркие мероприятия, в ходе которых учащиеся проявили активную жизненную позицию:
- Учебно - исследовательская работа «Изучение экологического состояния реки Гнилуши.»;
- Разработка экологического проекта « Поход выходного дня »;
- Учебно - исследовательская работа « Погода и здоровье человека»;
- Экологические мероприятия на тему: « Вода – красота всей природы»,
- «Природа — дом, в котором живет человек»
- В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» в МБОУ СОШ № 3 2016 и 2017 году проводился Всероссийский урок «Арктика – фасад России».
Заключение
Знаменитый немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал, что девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. Без здоровья – нет счастья! Лишь полное физическое и психическое благополучие определяют здоровье человека, помогают нам успешно справляться с болезнями, невзгодами, вести активную социальную жизнь, воспроизводить потомство, достигать поставленных целей.
Здоровье человека – залог счастливой полноценной жизни. Только здоровый во всех отношениях человек, может быть действительно счастлив и способен в полной мере ощутить всю полноту и многообразие жизни, испытать радость общения с миром. Изучив материал и проведя анализ, я пришла к выводу, что здоровьесберегающие технологии обоснованно можно считатать важными в процессе формирования личности обучающего.
Выводы можно к работе сделать следующие:
- Продолжать медико-профилактическую деятельность по сохранению и приумножению здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
- Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для школы средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе.
- Продолжать мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей на АПК «АРМИС»
- Обеспечение активной позиции обучающихся в процессе получения знаний на уроках о здоровом образе жизни.
- Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих учащихся в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
- Педагог, стоящий на страже здоровья обучающихся, прежде всего сам должен вести здоровый образ жизни, иметь валеологические знания и быть компетентным в применении здоровьесберегающих технологиях.
- Учитель должен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, должен составлять план необходимой самокоррекции и реализовывать его.
Список литературы
- Агишева Т.И. Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе. – Ставрополь: СГУ, 2003.
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 1982. - 176с.
- Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740
- Богдан Н.В., Клестова О.А. Особенности здоровьесбережения в современном образовательном процессе. // Педагогические науки, №1, 2004. – С.15-17.
- Жуков О.Ф. Направления профессиональной подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности. – Рубрика «Школьное образование», статья от 04.02.2010 г.
- Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с.9. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. - Минск: Народная асвета, 1996. - 144с.
- Назарова, Е. Основы социальной медицины. – Москва: Изд-во Академия,2010
- Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.
- Совет при президенте Российской Федерации/«Особенности состояния здоровья современных школьников»// материалы к докладу «Школа – 2020. Какой мы ее видим?»(По материалам Научного центра здоровья детей РАМН), Москва, 2015 г..
- Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. – 148 с. [24-25].
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Здоровое образование - здоровые дети"