Российско-китайские отношения в их исторической динамике
Этапы развития российско-китайских отношений (XVII-XX вв.)
Связи между Россией и Китаем наблюдались еще в XIII-XIV веках, но на тот момент они были весьма незначительны, кроме того страны находились под подчинением Монгольской империи.
Настоящие отношения между странами начались только в XVII веке, после появления общей границы вдоль Амура и строительства нескольких русских острогов на этой территории. С этого момента историю российско-китайских отношений можно разделить на три этапа в зависимости от временных периодов и политической конъюнктуры двух стран. Первый этап – Россия и империя Юань, второй – Россия и империя Мин, третий – СССР и Китай.
Россия и империя Юань
Именно в этот период начинают отправляться многочисленные посольства из России в Китай. Первую попытку сделал Василий Шуйский, подписав указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китай. Но посольство не доехало до места назначения. В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем.
Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву. В 1618 году по инициативе князя Куракина в Китай было вновь отправлено посольство под руководством казака И. Петлина.
Но из-за отсутствия подарков Петлин не был принят императором Чжу Ицзюнем, но получил его официальную грамоту на имя русского царя с разрешением русским вновь направлять посольства и торговать в Китае; что же касается дипломатических сношений, то их предлагалось вести путём переписки.
Грамота десятки лет оставалась не переведенной, пока Н. Г. Спафарий не занялся её изучением, готовясь к своему посольству. Этот период характеризуется, как ознакомительный для России и Китая, страны только начинают диалог между собой, но из-за культурных и языковых различий процесс затягивается. Поэтому придти к какому-то результату не получается.
Российское государство и империя Цин
В результате завоевательных походов маньчжуров Китай потерял независимость и стал частью маньчжурской империи Цин.
Благодаря еще не решенному спору о территории на границе Амура и агрессивной политике империи Маньчжуров, отношения между двумя странами обостряются. Что перерастает в ряд приграничных конфликтов в Приамурье (1649-1689). В 1675 году российская сторона отправляет посольство под руководством Н.Г. Сапфария (1675—1678), для решения приграничных вопросов, однако добиться каких-либо позитивных результатов не удается.
В 1682 году отношения между государствами окончательно испортились, вследствие чего оба государства предприняли меры по усиление своего присутствия на Амуре. И в 1684 году Китай отправил армию для захвата русского острога Албазина.
В результате нескольких кровопролитных битв Албазин переходил из рук в руки, даже был уничтожен, но восстановлен. Пораженная доблестью и упорством защитников, китайская сторона согласилась на переговоры. Итогом стало подписание 27 августа (6 сентября) 1689 года Нерчинского договора, установившего границу между государствами, порядок торговли и разрешения споров. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура.[7]
В последующие годы между Россией и Китаем было подписано множество договоров. В 1727 — Буринский договор (Содержит уточнения границ по Нерчинскому договору), Кяхтинский договор (о разграничении и торговле между Россией и империей Цин), подготовленные в период посольства Владиславича.
В 1851 — Подписан Кульджинский договор — торговый пакт России и Китая, сближающий торгово-экономические отношения в Центральной Азии. В 1858 —Айгунский договор, по которому Россия получает значительную часть Маньчжурии, включая Приморье.
В 1860 — По окончании Второй опиумной войны между империей Цин и европейскими странами подписан ряд договоров (Пекинская конвенция), один из которых закрепляет положения Айгунского договора. В 1896 — подписан Союзный договор между Российской империей и Китаем, по условиям которого Россия получила право постройки на территории Маньчжурии Китайско-восточной железной дороги.
В 1897 — заключение российско-китайской конвенции, в результате Россия обусловила свою помощь Китаю предоставлением ей Порт-Артура и Даляня в аренду. В 1898 — подписана Русско-китайская конвенция, по которой Россия закрепила статус КВЖД и арендовала территории для доступа к морю, в том числе Порт-Артур.[8]
Данный период российско-китайских отношений можно характеризовать, как переход от открытого противостояния к примирению, сотрудничеству и взаимопомощи.
СССР и Китай
После образования СССР были аннулированы все ранее заключенные договор между Китаем и Царской Россией. СССР стал восстанавливать дипломатические связи с Китаем и в период с 1922 по 1924 года, был подписан ряд соглашений, главным из которых является договор «Об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой».
По которому советская сторона добровольно отказывалась от всех привилегий, полученных царским правительством по прежним договорам. Так же, 20 сентября 1924 года между СССР и правительством трёх автономных восточных провинций Китайской Республики было заключено новое соглашение о границе. Согласно этому соглашению стороны согласились провести передемаркацию границы, но до тех пор придерживаться старых границ.[9]
В 1925-1929 гг. отношения между двумя странами резко ухудшились. Это было связано с конфликтом на КВЖД и рядом агрессивных насильственных действий, предпринятых китайской стороной. Советское правительство всеми силами пыталась решить конфликт мирным путем, однако, не желание Китая вести переговоры и нарушение дипломатической неприкосновенности, не позволили придти к мирному урегулированию вопроса.
В начале 1929 года китайские войска, расположенные в районе станции Маньчжурии и на р. Аргунь, подвергали обстрелу советские пограничные части и мирных жителей. Советское правительство было вынужденно дать отпор. 17 ноября 1929 г. части Особой Дальневосточной армии, отбив наступление китайских войск в Забайкалье и Приморье, перешли в контрнаступление.
19 ноября 1929 г. власти Трех автономных восточных провинций (мукденское правительство) сообщили о желании китайской стороны вступить в мирные переговоры. После этого начались переговоры, однако, каких-либо договоренностей достичь не удалось. В результате дипломатические отношения между странами были прерваны.
Восстановление отношений произошло только в 1932 году, в связи с Японским вторжением в Маньчжурию. И в 1937-1942 годах Советское правительство начало активную поддержку Китая в войне против японских захватчиков.
1945—1949 — При советской поддержке к власти в Китае приходит Мао Цзэдун и КПК, после чего 2 октября 1949 Советский Союз первым из стран мира признаёт Китайскую Народную Республику на следующий день после её учреждения.
На период с 1949 по 1956 года пришелся расцвет советско-китайских отношений. 2 октября 1949 г. СССР и КНР договорились об установлении дипломатических отношений.[10] После был заключен советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Китаю оказывалась помощь в строительстве государства, армии, обучении специалистов. Китаю вновь передавались Далянь, КВЖД.
Но после прихода к власти Хрущёва, отношения между двумя странами ухудшаются. Критика И. В. Сталина, в частности, культа личности, в докладе Хрущёва в конце XX съезда КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Мао Цзэдун обвиняет советское правительство в ревизионизме и уступкам Западу.
Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский в 1969 году на реке Уссури. В результате,11 сентября 1969 года в пекинском аэропорту премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай провел встречу с председателем Совета Министров СССР Косыгиным с целью урегулирования крайне напряженных после вооруженных столкновений на восточных и западных участках китайско-советской границы отношений между двумя странами; встреча положила начало постепенной нормализации советско-китайских отношений, на ней было решено вновь, назначить послов и активизировать торговые и экономические связи.
1986 декабрь — открыты Генеральные консульства: китайское в Ленинграде и советское в Шанхае.
1989 — восстановление межпартийных связей, визит М. С. Горбачёва в Китай, нормализация отношений.
Этот период отношений можно назвать “скачкообразным”, из-за частого перехода от дружеских отношений к открытому конфликту. Главной причиной конфликтов всегда оставались приграничные территории. Данная тенденция свойственна для всей истории российско-китайских отношений, что вызывает некоторые опасения за современные отношения двух стран.
Российско-китайские отношения на современном этапе
В целом, Россия и Китай официально поддерживают хорошие взаимоотношения, в первую очередь основанные на международном сотрудничестве, то есть в международных организациях.
Российско-китайские отношения складываются на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, где страны преследуют общие цели в поддержании мира и сохранения ООН в качестве главной организации по урегулированию важнейших мировых проблем. Наиболее ярко проявляется их совместное участие в международных и региональных организациях, таких как ШОС, АТЭС и БРИКС.
Шанхайская организация сотрудничества. В 2001 произошло создание Шанхайской организации сотрудничества, с которой и началось усиление взаимоотношения России и КНР. ШОС - международная организация, основанная лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Также в ней состоят Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.
Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Данное объединение не является военным блоком или открытым регулярным совещанием по безопасности, а занимает промежуточную позицию.[11]
В рамках организации сотрудничества происходит усиление интеграции на Восточно-Евразийском пространстве, позволяющее установить развитие глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
Международное агентство по атомной энергии - международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Данная организация основана в 1957 году. Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия, его работа приобрела особое значение, поскольку договор сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях. Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели.[12]
В данной организации Россия и Китай поддерживают партнёрские отношения путём отстаивания своих и нередко одинаковых интересов. К примеру, по вопросу с Ираном, когда происходило разногласие между Востоком и Западом внутри группы пяти постоянных членов Совбеза ООН в вопросе того, как действовать в отношении возможной ядерной деятельности Ирана.
Россия — КНР — Индия
Сотрудничество в рамках «треугольника» уже позволяет процесс нормализации отношений между Китаем и Индией и урегулирования пограничных проблем. В такой линии партнёрства между тремя государствами подчёркивается важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами.
Кроме этого, Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Россия и Китай согласны, что ООН нуждается в реформах Индии. [13]
Заметно налаживание комплексного сотрудничества такого «треугольника». В экономической области, по-видимому, целесообразно стоит обратить особое внимание не только на возможные проекты непосредственного трехстороннего взаимодействия, но и на так называемые обменные операции, например, в области энергетики.
БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР
БРИКС является аббревиатурой ассоциации пяти основных развивающихся национальных экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Наиболее крупными представителями в пятерке стран выступают Россия, Бразилия и Китай. Потенциал взаимодействия России и Китая в БРИКС способен решать стратегические задачи глобального масштаба.
Укрепление всестороннего стратегического взаимодействия между Китаем и Россией и использование преимуществ политического и экономического союза в рамках БРИКС являются основной целью взаимодействия двух держав. В данный момент экономика в развивающихся странах растет достаточно быстро, что позволяет решать свои проблемы России и Китая как экономические, так и внешнеполитические проблемы с участием этих государств.
В завершение, сотрудничество России и Китая в сфере международных отношения стало одним из основополагающих факторов, влияющих на выстраивание отношений между двумя государствами в истории. Только Россия и Китай являются одновременно государствами-членами и геоэкономического союза БРИКС и геополитического блока ШОС.
Тем самым между двумя державами переплетается большое количество интересов. Совместные цели лежат в области увеличения товарооборота двух стран, укреплении безопасности на континенте, а также в вопросах формирования независимости от стран Запада, и всё это происходит в международных организациях, то есть в международном сотрудничестве.