В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом по экономике "Российско-китайское экономическое сотрудничество" автором была поставлена цель выявить перспективы развития экономического и политического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Подробнее о работе:
В основе готовой исследовательской работы по экономике "Российско-китайское экономическое сотрудничество" лежит изучение, анализ и обобщение справочных сведений об истории российско-китайских отношений в их исторической динамике, этапов развития российско-китайских отношений в XVII-XX вв., а также рассмотрение российско-китайских отношений на современном этапе.
В ученическом проекте по экономике "Российско-китайское экономическое сотрудничество" автор исследует основные направления торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем в начале XXI в., которые включают в себя военно-техническое, научно-техническое, топливно-энергетическое и сырьевое сотрудничество России и КНР.
Оглавление
Введение
1. Российско-китайские отношения в их исторической динамике.
1.1. Этапы развития российско-китайских отношений (XVII-XX вв.).
1.2. Российско-китайские отношения на современном этапе.
2. Основные направления торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем в начале XXI в.
2.1. Военно-техническое сотрудничество.
2.2. Научно-техническое сотрудничество.
2.3. Топливно-энергетическое сотрудничество.
2.4. Сотрудничество в банковско-финансовой сфере.
2.5. Сотрудничество в IT сфере.
2.6. Сырьевое сотрудничество.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время Китай является одним из главных партнеров России – как в военно-политическом, так и в экономическом плане.
На сегодняшний день между двумя странами подписано большое колличество международных договоров, включая один из самых значимых – “Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [16.07.2001]”.[1]
Но особый интерес представляет экономическое сотрудничество двух стран.
4 июля 2017 года председатель КНР Си Цзиньпин подписал с президентом РФ В.В. Путиным «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия»[2], в котором изложены позиции Китая и Россия в отношении стратегического взаимодействия двух стран и по ряду важных международных вопросов.[3]
В заявлении также особо подчеркнута важность ШОС и БРИКС. На данный момент существуют несколько важных международных проектов, которые реализуются при участии России и Китая, многие основаны на этих площадках, - Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.
Так называемый Новый шелковый путь является еще одним мега-проектом затрагивающим интересы России, Китая и ряда других стран. Кроме того, Китай охотно инвестирует деньги в Российскую экономику, особенно в топлевно-сырьевой сектор.
Однако, несмотря на теплые, дружеские отношения с Китаем, России стоит быть аккуратной. Сегодня Китайская экономика является одной из лидирующих, в то время, когда Российская находится в переходном этапе и сильно зависима от цен на топливно-сырьевые ресурсы. С этой точки зрения, Китайские инвестиции в данную отрасль, могут поставить нашу страну в экономическую, а значит и политическую, зависимость.
Объектом данного исследования является российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте международных отношений двух стран
Предмет исследования – закономерности экономического сотрудничества России и Китая и их воздействие на экономику Российской Федерации.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить перспективы развития экономического и политического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать историю развития российско-китайских отношений с XVII по XX века;
- Изучить российско-китайские отношения на современном этапе;
- Исследовать основные направления торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем в начале XXI века;
- Выделить риски и преимущества для России, обусловленные активизацией взаимоотношений с Китаем.
Источники, использованные при написании данной научной работы можно разделить на три группы: межгосударственные договоры и выступления официальных лиц, представляющих Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику.
В качестве ключевых дипломатических источников в данной работе рассматриваются «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 2001 года[4], «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия» 2017 г.[5] и «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях» 2010 г.[6] Данные договоры закрепляют основные аспекты взаимоотношения стран. Самыми важными положениями этих двух договоров являются:
Во-первых, Китай и Россия на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
Во-вторых, в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.
В-третьих, Договаривающиеся Стороны укрепляют сотрудничество в Организации Объединенных Наций, ее Совете Безопасности и специализированных учреждениях ООН. Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и наиболее универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития, по обеспечению главной ответственности Совета Безопасности ООН в области поддержания международного мира и безопасности.
В-четвёртых, Договаривающиеся Стороны не участвуют в каких‑либо союзах или блоках, не предпринимают каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны.
В-пятых, Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, используя и совершенствуя механизм регулярных встреч на различных уровнях, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, важным и актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес.
В-шестых, Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, а также в соответствии с положениями уставных документов таких учреждений, организаций и форумов способствуют вступлению одной Договаривающейся Стороны в те из них, членом (участницей) которых является другая Договаривающаяся Сторона.