Межличностные отношения
Что такое межличностные отношения?
Термин «межличностные» несет в себе понимание того, что отношения человека и другого индивида имеют взаимную направленность. Межличностные отношения – это система установок ожиданий и ориентаций членов определенной группы относительно друг друга, обусловленных организацией совместной деятельности и базирующиеся на общих представлениях о ценностях и общественных нормах. [1]
Основа межличностных отношений
Основа межличностных отношений – это усилия партнеров, которые направленные на то, чтобы сделать свое поведение и свои чувства наиболее понятными и приемлемыми для друг друга. Именно действия и чувства создают матрицу отношений, благодаря которой происходит непосредственное общение.
Иногда межличностные отношения следует рассматривать как систему традиционных общепринятых шаблонов поведения, которые не только структурируют общение, но и обеспечивают его обоюдную преемственность между двумя партнерами.
В таких отношениях каждому человеку присуще играть свою межличностную роль, которая влечет за собой четко определенный статус – ряд устойчивых прав и обязанностей. В большинстве случаев, начало внедрения этой роли происходит несознательно: без предварительного анализа и четких решений, партнеры начинают подстраиваться друг под друга.
Таким образом, суть явления межличностных отношений – взаимные ориентации индивидов, которые находятся в длительном контакте между собой. [2]
Деловые и личные взаимоотношения
Деловые отношения – это такие отношения, общение в которых определяется строго в рамках определяемых задач общего дела и установками руководства.
Деловые отношения строго направлены на результат, главной их мотивацией выступает не сам процесс общения, а конечная цель. Вступая в деловые отношения, человек руководствуется в первую очередь внутренней и внешней дисциплиной, которую может выработать только взрослый сформировавшийся человек.
Поэтому дети не вступают в деловые отношения, даже взаимоотношения ребенка и учителя в начальной и средней школе представляют собой личные отношения. Если партнеры установили неформальный характер деловых отношений, то со временем они могут трансформироваться в личные.
Личные отношения – это отношения между близкими людьми, они лишенные оттенка официоза. Такие отношения не подкреплены документально, как часто это бывает в деловых отношениях. Личные отношения – это отношения между родителями и детьми, друзьями, одноклассниками вне стен школы, братьями и сестрами. [3]
Методы изучения межличностных отношений
Метод социометрических измерений Дж. Морено. Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально-психологического климата в трудовых и учебных коллективах. Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимодействий в группе.
Как метод социометрия представляет собой систему технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей индивидуума с членами той группы, в которой он работает и живет. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Целью социометрической процедуры может быть:
- измерение степени сплоченности—разобщенностив группе;
- выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии—антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. [4]
Методика исследования межличностных отношений среди школьников
Исследования проведены в 8 «Б» классе в середине третьей четверти 2018-2019 учебного года. Нами собраны данные о состоянии личностных и деловых взаимоотношений в коллективе. Нами был проведён тест Дж. Морена (описан в пункте 1.3.) и сделан анализ полученных результатов.
Сплоченность коллектива - общее стремление всех участников коллектива или группы к взаимному сотрудничеству. При исследовании используется формула для вычисления сплоченности группы:
число пар со взаимным выбором | N взаим. | ||
С гр = | ------------------------------------- | = | ---------- |
общее число возможных пар | N (N-2)/2 |
Сплоченность коллектива рассматривают как стремление членов коллектива или группы к взаимному сотрудничеству.
Изучение деловых взаимоотношений учащихся 8 класса
Коллектив сформирован в 2011 г. Время существования классного коллектива– 8 лет. Первая смена классного руководителя была проведена, когда учащиеся переходили в среднее звено.
Исследование проводилось по методу Дж. Морено, были получены следующие результаты:
- «Звезды» – 2 ученика (14,28%)
- «Предпочитаемые» – 3 ученика (21,46%)
- «Изолированные» – 9 учеников (64,26%)
Деловые взаимоотношения в коллективе 8 «Б» класса отражены в социограмме № 1. (Приложение 1)
Как видно из социограммы, ученики 8 Б класса больше всего доверяют девочке № 3 и № 10. Учащиеся № 13 и № 12 отказались участвовать в опросе. Учащиеся № 1, № 5, № 6 выбрали всего одного или двух человек, сославшись на отсутствие авторитетов в классе. Взаимные пары замечены только среди части девочек.
По формуле можно рассчитать, что индекс сплоченности группы равен 0,35 (35%). В этом примере группу можно считать частично сплоченной (индекс сплоченности равен 0,35 или 35% ), что является поводом для поиска внутри группы возможных микрогруппировок при помощи построения дополнительной матрицы взаимных выборов.