Личностные взаимоотношения учащихся 8 класса
В результате исследования проведенного по методу Дж. Морено, были получены следующие результаты:
- «Звезды» – 4 ученика (28,56%)
- «Предпочитаемые» – 3 ученика (21,46%)
- «Принятые» – 6 учеников (42,84%)
- «Изолированные» – 1 ученик (7,14%)
Особенности межличностных взаимоотношений между мальчиками и девочками отражены в социограмме № 2. (Приложение 2).
Социограмма отражает взаимоотношения центральных личностей класса с их предпочтениями в общении с остальными членами коллектива. Наиболее популярными оказались мальчик № 5 и девочки № 10, № 12, № 8. На вопрос не захотел отвечать № 6, но он относиться к числу предпочитаемых. Девочки № 10, № 3, № 8, №11 и № 12 выбрали друг друга. В изолированно среде находиться один человек №14. Индекс сплоченности группы (Сгр) равен 0,71 (71%).
Анализ результатов исследования межличностных отношений подростков
Исследования показали, что в 8 Б классе предпочтения в деловых взаимоотношениях сильно отличаются от личностных. Как показывает социограмма деловых взаимоотношений, в изолированную зону попало девять учеников (64,26%). В личностных взаимоотношениях в изоляции оказался один ученик (7,14%).
Также обстоят дела и с категорией звезд класса: в деловых взаимоотношениях - два человека (14,28), в личностных - четыре (28,56). Однако по типу обоюдного выбора девочек в обеих социограммах прослеживается и общие черты. В 8 «Б» классе на деловом уровне ученики предпочитают определённых людей, при этом в личностных отношениях их выбор разнообразнее. Из социограмммы видно, что ученица под № 10 в деловых и личностных отношениях имеет популярность.
Также высок индекс сплоченности группы (0,71). В коллективе сложилась система самоуправления.
Заключение
Исходя из наших исследований, можно сделать вывод:
- предпочтения в деловых взаимоотношениях сильно отличаются от предпочтений в личностных взаимоотношениях,
- выявлен неформальный лидер коллектива как в деловых, так и в личностных взаимоотношениях (девочка № 10),
- коллектив 8 «Б» класса сплоченный (0,71), находится в промежутке между усилением влияния актива и стадией расцвета.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках биологии в 8-9 классах, в работе классного руководителя и при проведении внеурочной деятельности со школьным психологом.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет
Приложение 1
Приложение 2
2. Дифференцированная социограмма 8 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ
2018-2019 учебный год. Личностные взаимоотношения
Перейти к содержанию
проекта "Психологическая характеристика учащихся 8 класса"