Результаты наблюдений за поведением учеников
Исследования проведены в 9 «Б» классе в середине третьей четверти 2018-2019 учебного года. Нами собраны данные о состоянии личностных и деловых взаимоотношений в коллективе. С этой целью нами проведен тест Дж. Морено (описан в п. 1.1.2.) и выполнен анализ полученных результатов.
Сплоченность коллектива – это единство всех членов, основанное на общности, целей, интересов, ценностей, принятии всеми правил и норм.
число пар со взаимным выбором | N взаим. | ||
С гр = | -------------------------------------------- | = | ------------ |
общее число возможных пар | N (N-2)/2 |
Сплоченность коллектива рассматривают как стремление членов коллектива или группы к взаимному сотрудничеству.
Изучение деловых взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса
Коллектив сформирован в 2010 г. Время существования классного коллектива – 9 лет. Первая смена учителя была при переходе из начальной школы в среднее звено, затем сменилось несколько классных руководителей.
Исследование проводилось по методу Дж. Морено, были получены следующие результаты:
- «Звезды» – 2 ученика (13,3%)
- «Предпочитаемые» – 8 учеников (53,4%)
- «Изолированные» – 5 учеников (33,3%).
Деловые взаимоотношения в коллективе отображены в социограмме № 1 (Приложение № 1).
Как видно из социограммы, неформальными лидерами класса являются девочка № 9 и мальчик № 15, причем девочка № 9 также официальный лидер коллектива. Учащиеся № 11 и № 14 отказались делать выбор в чью-либо пользу, сославшись на отсутствие авторитетов в классе. Взаимные пары и группировки взаимосвязанных лиц, выбирающих друг друга- № 7 и 9, № 4 и 5, №13 и 15, № 3 и 6, № 8 и 5.
Расчет индекса сплоченности группы в деловых отношениях равен 0,4 (40%).
Изучение личностных взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса
В результате исследования, проведенного по методу Дж.Морено, были получены следующие результаты:
- «Звезды» – 3 ученика (22,4%)
- «Предпочитаемые» – 4 ученика (26,6%)
- «Принятые» – 6 учеников (33,2%)
- «Изолированные» – 2 ученика (17,8%)
Особенности межличностных взаимоотношений между мальчиками и девочками отражены в социограмме № 2 (Приложение № 2).
Социограмма наглядно показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы – мальчик № 1 и две девочки № 3, 6. Учащиеся № 1, 5, 10, 11 и 14 отказались отвечать на вопросы личного характера. Четко прослеживаются гендерные взаимоотношения между девочками № 3, 9 и 6. В изолированной среде находятся всего 2 человека.
В 9 «Б» уровень сплоченности группы равен 0,4 (40 %) как в деловых, так и в личностных взаимоотношениях.
Обсуждение результатов исследования
В результате социометрического исследования деловых отношений коллектива 9 «Б» класса выявлено два лидера, причем один неофициальный лидер также является официальным лидером коллектива. В изолированной среде находится 33,3% учащихся.
Исследование личностных взаимоотношений выявило гендерные связи между девочками коллектива. Также выявлена причина изолированности двух учащихся – это не отверженность со стороны коллектива, а их личное нежелание вступать в близкие эмоциональные взаимоотношения с одноклассниками.
У этих подростков нет привязанностей и симпатии, что может быть связано с особенностями течения пубертатного периода. Также было установлено, что на наличие устойчивых эмоциональных связей оказывает влияние хорошо организованная учителем совместная деятельность.
Таким образом, деловые взаимоотношения в коллективе отличны от личностных, связанных с эмоциональной сферой жизни подростков.
Расчет индекса сплоченности группы в деловых отношениях показал, что группа является частично сплоченной. Это является поводом для поиска внутри группы микрогруппировок.
У учеников выявлен высокий уровень требований к себе и своим товарищам.
У основой части коллектива проблем с выбором в сфере деловых и личностных предпочтений во взаимоотношениях не было, что помогает нам сделать заключение о стадии развития коллектива.
Заключение
Благодаря результатам исследования мы выяснили, что коллектив 9 «Б» класса «МОУ Сынковская СОШ» находится в стадии расцвета.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Также благодаря, нашему исследованию, выявлены подростки, испытывающие трудности во взаимоотношениях и нуждающиеся в психологической помощи.
В наших исследованиях методом социометрии изучена структура личностных и деловых взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ с учетом педагогической среды, в которой сформировались личности подростков данного коллектива.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в педагогической работе классного руководителя в создании комфортной психологической обстановки в процессе обучения и внеурочных взаимоотношений коллектива.
Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках биологии в 8-9 классах, работе психолога и классного руководителя с коллективом 9 «Б» класса.
Литература
- Книга: Якоб Леви Морено «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (2004).
- Книга: Добреньков В.И., Кравченко А.И «Методы социологического исследования» (2004).
- Интернет.
Приложение № 1
1. Дифференцированная социограмма 9 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ 2018-2019 учебный год. Деловые взаимоотношения
Приложение № 2
2. Дифференцированная социограмма 9 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ 2018-2019 учебный год. Личностные взаимоотношения
Перейти к содержанию
проекта "Психологическая характеристика учащихся 9 класса"