Проект "Психологическая характеристика учащихся 9 класса"
Исследования проведены в 9 «Б» классе в конце третьей четверти. Представленный индивидуальный исследовательский проект по психологии «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» посвящен изучению деловых и личностных взаимоотношений в 9 «Б» классе МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году.
Подробнее о работе:
В процессе исследовательской работы по психологии «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» проведена оценка деловых и личностных взаимоотношений среди учащихся класса к концу третьей четверти в 2018-2019 учебном году, проанализирована научная литература по прикладной социометрии и методикам исследования деловых и личностных взаимоотношений, социометрическим опросам; исследованы деловые и личностные взаимоотношения учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году; проведен социометрический тест.
В исследовательском проекте по психологии о деловых и личностных взаимоотношениях проведена оценка психологического климата класса, в котором обучается исследователь. В рамках исследования собраны данные о состоянии деловых и личностных взаимоотношений среди учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ, проведен анализ полученного результата.
Материалы данного проекта по психологии «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» можно использовать во внеурочной работе классного руководителя и при проведении внеурочной деятельности со школьным психологом.
Оглавление
Введение
1.1. Исследование межличностных взаимоотношений в группе.
1.1.1. Изучение условий психологической образовательной среды класса.
1.1.2. Метод исследования межличностных взаимоотношений в группе.
1.2. Краткая характеристика образовательного учреждения.
2. Методика исследования и результаты наблюдений.
2.1. Материалы и методы исследования.
2.2. Результаты наблюдений.
2.2.1. Изучение деловых взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса.
2.2.2. Изучение личностных взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса.
2.3. Обсуждение результатов исследований.
Заключение
Библиография
Введение
Взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием, являются определяющими в коллективе.
В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами.
Нами изучены взаимоотношения в коллективе 9 «Б» класса МОУ Сыноквская СОШ.
При проведении исследования с целью выяснения личностных и деловых отношений в группе, мы использовали методику Дж. Морено.
Нами учтены следующие факторы:
- Исследования были проведены в конце третьей четверти.
- Выбрана самая доступная методика для выявления взаимоотношений в группе - социометрия (Дж Морено).
Объект исследования: обучающиеся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ»
Предмет исследования: развитие классного коллектива
Цель исследования: опытным путём установить характер деловых и личностных взаимоотношений учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ»
Задачи исследования:
- Изучить особенности деловых взаимоотношений, учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ»
- Изучить особенности личностных взаимоотношений, учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ»
- Освоить методику построения Социаграммы.
- В ходе эксперимента собрать данные о личностных и деловых взаимоотношениях учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ
- Оценить полученный результат.
Гипотеза: Коллектив 9 «Б» находится в стадии расцвета, так как стадия развития коллектива зависит от межличностных отношений внутри класса.
Методы исследования:
- Изучение и анализ соответствующей литературы
- Метод анкетирования
- Метод опроса
- Метод сравнительного анализа
- Обобщение
Новизна исследовательской работы: исследование деловых и личностных взаимоотношений учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ» в конце 3 четверти 2018-2019 учебного года
Практическая значимость работы: экспериментальным путем выявлена стадия развития коллектива 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году, определены деловые и личностные взаимоотношения.
Изучение условий психологической образовательной среды класса
Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. [3]
Социограмма – это таблица, в которую заносятся фамилии участников и сделанные ими выборы. [1]
Цели социометрической процедуры:
- измерение степени сплоченности в группе;
- выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии.
- обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных отношений, и их лидеров.
Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп.
Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. [4]
Метод исследования межличностных взаимоотношений в группе
Организация социометрических исследований довольно проста и не требует ни особой подготовки, ни специальных условий, ни оборудования. Участие в диагностировании не вызывает затруднения даже у школьников начальных классов.
Для проведения социометрии используются специальные вопросы, которые должны поставить членов группы в ситуацию выбора. Обычно испытуемым предлагают указать трех наиболее предпочитаемых одноклассников.
Каждый участник исследования получает листочек, на котором он должен написать свою фамилию и вписать три выбранных фамилии.
Кстати, часто психологи предлагают сделать только положительные выборы. И не сколько потому, что обрабатывать полученные результаты будет легче, сколько потому, что необходимость сделать отрицательный выбор может вызвать негативные эмоции у выбирающего. [5,1,2]
Краткая характеристика образовательного учреждения
МОУ Сынковская СОШ была открыта в 2000 году в целях обеспечения реализации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования.
В гимназии в текущем году функционируют 20 классов. Обучается 364 человека с 1 по 11 класс включительно. Средняя наполняемость классов - 18 человек. Обучение проводится в одну смену.
За последние годы стабильный рост численности обучающихся говорит о высоком доверии родителей к педагогическому коллективу школы, ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг города. [6]