Основы понимания любви
Этимология слова "любовь"
Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. *l'uby (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и *kry «кровь», *svekry «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на *-ū-.
Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему, перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав. *l'ubъvь). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.
Классификация форм любви
Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке
«эрос» (др.-греч. ἔρως) — стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения;
«филия» (др.-греч. φιλία) — любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
«сторге» (др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, особенно семейная;
«агапэ» (др.-греч. ἀγάπη) — жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве такова любовь Бога к человеку.
Также греками выделялось ещё 3 разновидности:
«людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
«мания» (др.-греч. μανία) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
«прагма» (др.-греч. πράγμα) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.
В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторге и людус — в своих смешениях дают ещё три: агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму.
Известный русский философ В. С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:[11]
- Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
- Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
- Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.
Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображаются преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.
Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:
- Жалости, преобладающей в родительской любви;
- Благоговения, преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
- Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.
- Психология рассматривает любовь как совокупность трех компонентов: страсти, которая проявляется в сексуальном влечении;
- интимности в виде эмоциональной близости, помощи, доверия; обязательств – взаимной верности.
Также в психологии выделяют понятия плодотворной и неплодотворной любви:
Плодотворная (зрелая) любовь – это чувство, в основу которого положено взаимное уважение. Она предусматривает проявление заботы, искреннего интереса, взаимное познание, воодушевление, наслаждение и саморазвитие.
Неплодотворная (незрелая, эгоистичная) любовь – разрушающее чувство, при котором отношения переполняют негативные эмоции, связанные с жестким контролем одного человека другим и навязчивым желаем обладать им целиком и полностью.
Психологи пришли к выводу, что истинная любовь всегда соответствует определенным критериям:
- Возникновение при встрече с объектом или мыслях о нем положительных эмоций и чувств.
- Постоянная потребность в общении с объектом.
- Наличие общих (похожих) взглядов на жизнь, интересов, увлечений, идеалов, стремлений, схожего мировоззрения.
- Искренний взаимный интерес к различным сферам жизни друг друга (профессиональной, духовной, общественной), привычкам, вкусам, предпочтениям, проблемам.
- Умение (и желание) сочувствовать и сопереживать в сложные жизненные моменты.