Роль гибкости мышления в жизни человека
Сегодня развитие гибкости мышления - это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.
Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.
Человек, не обладающий гибкостью ума, не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него. Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях. Гибкость мышления помогает людям находить разные решения той или иной проблемы, для творческой личности гибкий ум - это неиссякаемый источник новых идей.
Такое качество как гибкость ума необходимо как современному бизнесмену, так и матерому управленцу. Оно поможет найти нестандартные решения в сложных ситуациях, увидеть любую ситуацию в выгодном свете, принять рациональное, оптимально верное и оригинальное решение. Успешное предпринимательство в наше время уже невозможно без умения нестандартно и оперативно мыслить.
Умение гибко мыслить помогает людям избежать открытой конфронтации в конфликтных ситуациях. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад.
Таким образом, можно сделать вывод, что гибкость мышления чрезвычайно важное качество. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.
Особенности гибкости мышления у старшеклассников
В исследовании особенностей гибкости мышления приняли участие 23 учащихся 10-х классов А, Б классов. Мною были использованы следующие методики:
1 методика: «Методика А.С. Лачинса». Тест предназначен для выявления пластичности- ригидности мышления(см.Приложение1)..
2 методика: «Исследование гибкости мышления». Диаграмма выполнена на основе таблицы 1 (см. Приложение 2)
Анализ полученных данных в ходе диагностики гибкости мышления у десятиклассников показал следующие результаты.
На рисунке 1 можно увидеть проанализированные данные по методике А.С. Лачинса», предназначенной выявления пластичности- ригидности мышления.
На диаграмме, представленной на рисунке 1, можно увидеть, что у 35% учащихся обладают высокой пластичностью мышление, это значит, что они легко и быстро переходят от одной деятельности к другой.
65% учащихся обладают средней пластичностью мышления, что означает, что они оперативно реагируют на изменения входной ситуации, способны принимать адекватное решение.
Ни у одного учащегося не была отмечена ригидность мышления, которая предполагает, что человек не способен быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации.
В тоже время анализ полученных результатов по методике, направленной исследование именно гибкости мышления, предполагает противоположный вывод.
На диаграмме, представленной на рисунке 2 мы видим, что ни у одного учащегося не был выявлен высокий уровень гибкости мышления, это свидетельствует о том, что возможно способны к многоуровневому познанию и всестороннему пониманию.
У 9% учащихся наблюдается средний уровень развития гибкости мышления. Эти учащиеся отличаются от остальных тем, что способны быстрее находить и принимать решение.
У большинства десятиклассников (91%)наблюдается низкий уровень развития гибкости мышления.
Итак, ригидного, закостенелого мышления екоторая противоречивость результатов говорит в пользу того, что учащиеся хотя и показав низкий уровень развития гибкости мышления, но показав нулевые показатели по ригидности
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, на данный момент у преобладающей части учащихся десятых классов отмечается низкий уровень развития гибкости мышления. В тоже время положительным моментом является то, что ригидного, закостенелого мышления все-таки не наблюдается ни у одного учащегося.
Следовательно, можно предположить, что данная категория детей иногда может демонстрировать в новых ситуациях трудности в нахождении вариативных путей решения проблем, но уже в знакомой ситуации может ориентироваться достаточно успешно.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости развития гибкости мышления у учащихся десятых классов как способа позитивной социализации в современных реалиях. В решении этого вопроса по развитию гибкости мышления могут помочь следующие рекомендации.
Рекомендации по развитию гибкости мышления
Из книги Роберта Грина, «33 стратегии войны» — «Важно уяснить, что великие полководцы, талантливые тактики и стратеги смогли проявить себя не потому, что больше всех знали, а потому, что в случае надобности умели, отбросив предвзятость сконцентрироваться исключительно на том, что происходило вокруг них здесь и сейчас.
Ведь только тогда вспыхивают творческие искорки и возникают креативные и оригинальные решения. Жизненный опыт и теоретические знания хороши до поры до времени: сколько бы вы заранее не думали, пытаясь предугадать ситуацию, это не подготовит вас к череде бесконечных возможностей, к хаосу реальностей жизни, и не научит искусству импровизации».
Чтобы развить гибкость мышления важно уметь в определенных ситуациях выкинуть из головы все умные советы, вычитанные в книжках, формулы и методы, содержащиеся в советах успешных людей, и пробовать разрабатывать собственные стратегии.
Анализировать победы и неудачи (как свои, так и чужие), а также извлекать из них определенные уроки дело важное, но не менее важно развивать способность размышлять над событиями, происходящими в настоящем.
Если представить человеческие ум в виде реки, а гибкость мышления в виде быстрого течения и свежей воды, то воспоминания об удачном или неудачном опыте прошлых лет, предвзятость и навязчивые мысли, будут теми валунами, которые тормозят течение воды, превращая реку в затхлое болото. Чтобы восстановить быстрое и естественное течение ваших мыслей и развить гибкость ума используйте несколько тактических приемов:
Во-первых, следует внимательно следить за появлением ограничивающих стереотипов.
Во-вторых, стоит серьезно отнестись к пересмотру некоторых своих принципов и убеждений. Изучение истории, и знакомство с различными теориями может расширить кругозор, сделать вас умнее, только боритесь с окаменевшими догмами внутри себя и с внутренним голосом, то и дело требующим приклониться перед авторитетами. Расчистите в своем сознании для нового опыта необходимое пространство.
В-третьих, забудьте о прошлых победах и поражения. Успех окрыляет и в то же время делает нас ленивыми, ведь нет ничего сложного, раз за разом выполнять те действия, которые привели к успеху. А воспоминания о неудачах неизбежно ведут к потере самооценки, самоуверенности и сужают горизонты.
Так, что на каждую ситуацию, проблему или задачу надо научиться смотреть свежим взглядом — это одно из основных правил развития гибкости мышления. А поможет вам вытеснить из сознания последние события и избавиться от воспоминаний прошлого— внимание к деталям и мелочам настоящего момента.
Первое, с чего можно начать развитие гибкости ума, — тренировать память, внимание, быстроту мыслительных реакций. Для этого выполняйте специальные упражнения.