Особенности символики удмуртской вышивки
Символика удмуртской вышивки на рушниках
Все рисунки на полотенцах являются символами, которые вобрали в себя как древнейшее, так и более новые представления людей о космосе, о своём месте в нём, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.
Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание тёмных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с чёрным, белым или синим, синего с коричневым, чёрного с серебром.
У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зелёный, оранжевый, фиолетовый цвета, в чём усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар. [7]
Что обозначают рисунки–символы на полотенцах?
В вышивку большая часть узоров и рисунков пришла из глубокой древности, когда многие из них имели магический смысл. Недаром их применяли в украшении праздничных и обрядовых предметов. Знаки – узоры, вышитые на одежде, обрядовых предметах и предметах домашнего обихода играли роль оберегов; одни охраняли от злых духов, колдунов; другие помогали в охоте, рыбной ловле, в домашнем хозяйстве, способствовали урожаю.
За разъяснениями мы обратились к книге Владимира Емельяновича Владыкина и Людмилы Степановны Христолюбовой «Этнография удмуртов» [1]. Эта книга помогла нам разобраться в многообразии узоров и орнаментов удмуртской вышивки. (Приложение 2)
Несмотря на то, что вышивка у южных и северных удмуртов отличается, она имеет свой национальный колорит, свои секреты, определенные приемы исполнения и характер орнамента, существуют общие узоры, идущие из глубокой древности.
На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты, прямые и ломанные полосы, крестики и т.п. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния русской культуры.
Наиболее распространен в вышивке силуэт водоплавающей птицы. Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.
Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие. [5]
Удмурты тесно ассимилировали с пермяками. Начиная с этого периода, орнамент удмуртский начинает приобретать солярные мотивы. Сначала различные изображения солнца используются в резьбе по дереву, изготовлении украшений, а позже переходят в вышивку. Самым важным солярным мотивом является свастика.
Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль – отгоняла злых духов - и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи. Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом). (Приложение 1. Рис.11)
Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса.
Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки. Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия. [8]
С распространением узорного ткачества место вышивки постепенно сокращается. Вышивку заменяли аппликацией. Не редки были случаи, когда аппликацию дополняли вышивкой. Такое полотенце есть в нашем школьном музее. (Приложение 1. Рис 12)