КВН: внеклассное мероприятие по русскому языку

Данный методический материал на тему "КВН: внеклассное мероприятие по русскому языку" был создан на основе заданий школьной олимпиады по русскому языку с целью повысить познавательную активность современных учащихся.
КВН «Не боги горшки обжигают!»
Данное мероприятие – своеобразная рефлексия школьного этапа предметной олимпиады по русскому языку.
Дети, участвовавшие в предметной олимпиаде, выступали в роли ведущих и членов жюри. КВН позволил им расширить, уточнить и углубить собственные знания. Те, кто не участвовал в олимпиаде, смогли проверить собственные знания.
Уровень образования: среднее (полное) общее образование
Класс: 7 класс
Предмет: русский язык
Тип мероприятия: игра КВН.
Учеников в классе: 25.
Используемые материалы: олимпиадные задания по русскому языку 2018 - 2019 г.
Используемое оборудование: ПК, видеопроектор
Основные понятия: фразеологический оборот, пословицы и поговорки.
Цели:
Образовательные:
- активизировать и расширить знания по теме «Фразеологические обороты», «Пословицы и поговорки».
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (задания занимательного характера),
- воспитывать чувство такта, умение слушать товарища, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса, конструирование предложений;
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
Планируемые результаты:
- Предметные: углубить и расширить знания по теме «Фразеологические обороты», «Пословицы и поговорки».
- Личностные УУД: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение русского языка; сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы).
- Регулятивные УУД: определять способы действий в рамках предложенных заданий.
- Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге, создавать текст и озвучивать его.
- Познавательные УУД: овладение составляющими исследовательской деятельности (анализировать, делать предположения, проверять выдвинутые гипотезы практическим путем, делать выводы и заключения).
Оборудование: табло результатов, раздаточный материал, презентация, набор КИВинов для награждения.
Межпредметные связи: история, география.
Организация пространства: работа в группах.
Предварительная подготовка:
- подготовка учащихся к выполнению роли ведущих (подготовка сценария, сообщений),
- подготовка учащихся к выполнению роли членов жюри (разработка критериев оценивания, подготовка к устным (позитивным) комментариям результатов).
Проект мероприятия:
I. Организационный момент.Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний
Цель этапа мероприятия:
- уточнить тип мероприятия (игра-соревнование, представление жюри)
- разъяснение критериев оценивания,
- уточнение тематических рамок.
Учитель сообщает учащимся о том, что эти знания будут востребованы на ВПР, ОГЭ, ГИА.
Работа с эпиграфом. Сообщение учащегося о происхождении поговорки «Не боги горшки обжигают» (Приложение 1).
Ведущий: Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв нам нужно знать: «Не боги горшки обжигают!»
Ты можешь стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом. Неверие в себя / низкая самооценка сковывает робостью и не даёт человеку продвинуться ни на шаг.
II. Конкурс веселых и находчивых
Задание 1. Разминка
Подобрать синонимичные пословицы к поговорке «Не боги горшки обжигают» |
Возможные ответы:
Глаза боятся, руки делают Терпение и труд всё перетрут Больше дела – меньше слов Дело мастера боится Душу вложишь — все сможешь Есть терпенье, будет и уменье К чему душа лежит, к тому и руки приложатся Не ошибается тот, кто ничего не делает Лучше тихо да вперед, чем скоро да потом назад Муравей не велик, а горы копает Под лежачий камень вода не течет |
Критерии оценивания:
За каждую правильно подобранную пословицу – 1 балл. Ответы зачитываются командами, Листы с ответами сдаются членам жюри. Заполнение таблицы результатов. Комментарии членов жюри. ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ На слайде представлены пословицы - ответы, ведущие предлагают их продолжить |
Задание 2. Шифровальное… наоборот!
(карточки с текстом для каждой группы) Расшифруйте данные пословицы: ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА. УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ. НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН. ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. |
Ответ:
Не боги горшки обжигают. Делу время, а потехе час. Один в поле не воин. Не все то золото, что блестит. |
Критерии оценивания:
1 балл за каждый правильный ответ После озвучивания результатов ответ демонстрируется на слайде. Заполнение таблицы результатов. Комментарии членов жюри. |
Задание 3. Фразеологизмы…
(карточки с текстом для каждой группы) Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам? 1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо. 2. О кротком, безобидном человеке. 3. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок. 4. О человеке, который часто меняет свои решения. 5. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает. 6. Об очень худом, изможденном человеке. |
Ответ:
1. Фома неверующий 2. мухи не обидит 3. козел отпущения 4. семь пятниц на неделе 5. собака на сене 6. кожа да кости |
Критерии оценивания:
1 балл за каждый правильный ответ. Команды зачитывают и сдают письменные ответы. Заполнение таблицы результатов. ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ Ведущие предлагают рассмотреть картинки и придумать предложения с фразеологическими оборотами (Приложение 2) |
Станция «Азбучные» истины
А знаете ли вы…? На слайде представлены фразеологические обороты «знать на ЯТЬ», «стоять фертом», «сперва аз да буки, а потом и науки». Если у команд есть ответы (или предположения), они выслушиваются. Сообщения ведущих о значении и происхождении данных фразеологических оборотах (Приложение 3) |
||
Задание 4. Актерское…
Придумать и представить сценку из школьной жизни, употребив один из названных фразеологических оборотов. |
Критерии оценивания:
- содержательность – 1-3 б. , - отсутствие речевых ошибок - 1-3 б. ,, - актерская игра- 1-3 б. |
|
Станция Конечная.
Организация рефлексивного осмысления результатов Ведущие готовят «сцену» / музыку для вручения призов. Команды готовят благодарственное слово жюри и ведущим. Учитель помогает жюри подготовитькомментарий завершающего конкурса. |
III. Подведение итогов КВН по русскому языку в 7 классе
Жюри вручает «КИВина в золотом», «КИВина в светлом», «КИВина в темном». награждение сопровождается
Учитель вручает «КИВина президентского» команде, занявшей 4 место, обосновав их сильные стороны.
Приложение 1. Откуда в русский язык пришла эта поговорка?
Поговорка «не боги горшки обжигают» досталась нам от культуры древних греков.
Когда-то греки были бедным, малочисленным народом. Они вели небогатую жизнь, во всём полагаясь на своих грозных богов. А фактически они зависели от своих мощных и жестоких соседей — персов и египтян. И вот около 30 веков назад в мире произошло чудо. Это чудо было самым настоящим, и его до сих пор не могут разгадать учёные.
Что же то было за чудо? А получилось так, что проживающий в бассейне Эгейского моря, маленький, не имеющий ни флота, ни армии, ни науки народ вдруг за какие-то 50-80 лет стал родоначальником великой культуры, которую мы теперь называем — Западноевропейская цивилизация. И основана она на признании мощи человеческого ума, на уважении к «Я».
За короткий промежуток времени эллины добились фантастических результатов:
- Овладели разрозненными архаическими знаниями египетских жрецов о Вселенной и превратили их в точные науки, позволяющие вычислять и предсказывать всё что угодно, на основе знания законов природы;
- построили маневренный флот и защитили его самым мощным оружием того времени — «греческим огнём»;
- стали гегемонами всех известных морских путей того времени;
- обогнали в международной торговле её традиционных лидеров — финикийских купцов и стали продавать всему миру свои товары;
- ликвидировали неграмотность — каждый грек умел читать и писать;
- разбили силами 1:10 (не в свою пользу) самую многочисленную и организованную военную машину того времени — армию персов.
- Осознали себя единым народом.
Так почему же это всё-таки удалось древним грекам? За что такому маленькому народу такое большое счастье?
Своё триумфальное шествие по мировой истории греки начали с первого простого шага — с уважения к самим себе.
Как же они это сделали? В чём реально было выражено это «уважение к себе»?
Мы — не рабы!
Когда историки говорят, что рождение европейской цивилизации на бесплодных греческих островках — это необъяснимое чудо, они всё-таки находят одно объяснение этому «чуду», правда считают его не совсем достаточным, для того, чтобы объяснить чудо ТАКОГО масштаба.
Дело в том, что великий и легендарный греческий политик («отец» политики как таковой) афинянин Солон дал своими реформами толчок к строительству нации. А точнее, свою роль сыграла всего одна реформа — отмена долгового рабства. До реформ Солона любого грека за невыплаченные долги продавали в рабство. А долги у греков имелись, так как земледельцы (а половина греков были, если не торговцами, то земледельцами) всегда берут кредит под следующий урожай. Урожаи же предсказать невозможно. Вот и не могут фермеры расплатиться с кредитом. И до реформы Солона такие греки-фермеры становились государственными рабами...
Но вдруг Солону пришла в голову мысль: «Грек не может становиться рабом, просто потому что он ...грек!» Даже если он задолжал денег, он всё равно не может становиться рабом!
Учёные говорят, что в этот момент на греческих островах и в удалённых материковых колониях в один момент родилась нация и это была нация победителей. У них ещё не было никакой материальной культуры, но появилась духовная культура — сила, которую даёт самоуважение. И самоуважение это было прописано в законе, который никто не смел отменить по своей прихоти!
Итак, если мы хотим чего-то добиться в жизни, совершить прорыв нам нужно знать: «НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖАГАЮТ!»
Ты можешь стать победителем, вопреки всем прогнозам скептиков, привыкших посыпать голову пеплом. Неверие в себя, низкая самооценка сковывает робостью и не даёт человеку продвинуться ни на шаг.
Приложение 2
Приложение 3.
Знать на ЯТЬ, т. е. знать все наизусть, «на зубок»
ѣ ("ять")
«Если бы от меня зависело, я бы упразднил и ять, и фиту (дурацкая буква), и ижицу, и « i ». Эти буквы мешают только школьному делу… и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики».
Так писал на рубеже столетий А. П. Чехов в одном из своих писем.
Но злополучный ять сохранился до 1918 года, и школьникам приходилось с трудом механически заучивать «правила на ять»; ведь «ять» и «е» произносились совершенно одинаково.
Заметьте при этом, что «ошибки на ять» считались самыми страшными: за одну такую ошибку в старших классах ученика безжалостно проваливали на экзамене.
- аз и буки (первые буквы старославянского алфавита) основа грамотности, отсюда и слово "азбука". Т.е. сначала научись грамоте (читать-писать) , а потом уже изучай науки. Еще говорят "изучаю азы", т. е. первичные простые сведения в какой-либо области. От простого к сложному!
Ходить Фертом
В старой русской азбуке почти каждая буква именовалась для удобства запоминания каким-либо словом: «а» называлась «аз», то есть «я», «д» – «добро», «г»- «глаголь» («говори») и т.д.
Буква «ф» носила название «ферт», смысл которого остается неясным.
Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» стало значить «руки в боки», «подбочась»; затем выражение «ходить фертом» приобрело и более общее значение.
В переносном смысле оно означает: быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством.