2.1. Появление жилищ первобытных людей
Около 100 тысяч лет назад на планете наступило очередное похолодание или точнее великое оледенение. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату животные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг.
Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.
Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень крупных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было только сообща, устраивая им ловушки.
Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо сохранялось, поэтому люди смогли запасать его.
Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жилищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Людям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали костяными иглами из мохнатых шкур.
2.2. Изобретение лука и стрел первобытными людьми
Примерно 13 тысяч лет назад, после великого оледенения вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось новое оружие.
Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражавшие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел делали из камня.
Появились каменные ножи, состоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые вставляли в рукоятки из кости или дерева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.
Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, но к сожалению я не затронул тему о возникновении в древности орудий быта из уса кита.
В ходе работы я многое узнал об открытиях и изобретениях, позволивших древним людям выжить в те далёкие времена, я погрузился в мир древности, побывал в ледниковом периоде, охотился на мамонтов. Мне очень понравилось работать над этой темой. А, еще интересен вопрос о родовых общинах древних людей, возможно в следующий раз я выберу эту тему для проекта.
В целом поставленные мною цели в начале работы над проектом были успешно выполнены. Я продемонстрировал в ходе показа презентации и наглядно некоторые виды орудий труда, изобретений для охоты, используемые древним человеком в форме наглядных пособий для изучения истории Древнего мира в 5 классе.
Для достижения поставленных целей выполнил ряд задач - изучил литературу о древнейших орудиях труда, изобретениях древних охотников, выяснил, какую роль занимали древнейшие орудия труда, изобретения и открытия древних охотников в жизни первобытных людей, изготовил наглядное пособие орудий труда. Таким образом, в ходе моего исследования я установил, что благодаря появившимся изобретениям человек совершил прогресс в развитии и стал повелителем природы.
Список литературы
- Бурмистрова Л. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Жизнь древних людей / Л. Бурмистрова. – М.: Издательство АСТ, 2000, - 288с.
- Вигасин А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- М.: Просвещение, 2007, - 287с.
- Волобуев О. В. По следам прошлого: Книга для начального изучения истории: Ч. 1 / О. В. Волобуев. – М.: ТЕРРА, 1995, - 144 с.
- Калабухова Л. Атлас древних цивилизаций / Л. Калабухова – М.: Олма–пресс, 1999, - 144 с.
- Кротова М. Первобытное общество / М. Кротова, Л. Смирнова // История.- 2000.- №11. С. 1-4.
- Леонович А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения / А. Леонович. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 512с.
- На заре цивилизации. Энциклопедия. – М.: Терра, 1995, - 194с
- Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся / А. И. Немировский – М.: Просвещение, 1981. – 304 с.
- Ранов В. А. Древнейшие страницы истории человечества: книга для учащихся старших классов средней школы/ В. А. Ранов. – М.: Просвещение, 1988. – 158с.
- Салариа Д. Штрихи времени. Жилища / Д. Салариа, Ф. Макдональд.- М.: Росмэн, 1995,-78 с.
- Салариа Д. Штрихи времени. Изобретения / Д. Салариа, П.Тэрвей..- М.: Росмэн, 1995,-53 с.
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Изобретения и открытия в жизни первобытных людей"