6. Результаты исследования
В результате проведенных исследований выяснилось следующее:
1. В.П. Астафьев в своем сборнике «Последний поклон» использует практически все литературные приемы при создании образа бабушки. Меньше всего в его произведениях используется способ самохарактеристики героев.
2. Писатель наделил свою героиню лучшими качествами народного характера: трудолюбием, терпимостью, добротой, мудростью.
3.Героини сказок близки к образу, созданному В.П. Астафьевым. Они добры, мудры, заботливы, ласковы.
4. Бабушки играли большую роль в формировании личности русских писателей и поэтов.
5. Около 50% детей видят своих бабушек по выходным, 20% - на каникулах, потому что бабушки живут от них далеко. 30% видят свою бабушку каждый день.
6. С бабушкой можно заниматься разнообразными делами: пить чай, гулять, разговаривать, играть, ходить в гости, читать, ходить по магазинам.
7. Мои одноклассники считают, что бабушки должны быть мудрыми, красивыми, добрыми, ласковыми.
8. На вопрос «Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?» 80% учащихся ответили, что это В.Астафьев «Конь с розовой гривой» . 50% вспомнили сказку К. Паустовского «Теплый хлеб» и столько же учащихся назвали сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева». 40% - сказку Ш.Перро «Красная шапочка». Почти все учащиеся называли русскую народную сказку «Репка».
9. Отвечая на вопрос «В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек», все учащиеся нашего класса вспомнили няню А.С. Пушкина, однако только 60% помнят, что ее звали Арина Родионовна. 70% назвали бабушку М.Ю. Лермонтова, но вот сказать, как ее зовут, смогли лишь 10%. 50% назвали В.П.Астафьева, который писал автобиографические рассказы о своей бабушке, но вспомнить ее имя не смогли.
Выводы
1. Тема исследовательской работы вызывает интерес в обществе.
2. Гипотеза нашла свое подтверждение: роль бабушек в обществе велика, значит и художественные произведения, где действующим лицом является бабушка, положительно влияют на воспитание детей.
3. Способы создания образа бабушки разнообразны.
4. Рассказы великого русского писателя В, П, Астафьева всегда будут современны, потому что преподносят нам «уроки доброты»
5. Шестиклассники знают известных писателей и поэтов, большую роль в становлении которых сыграли бабушки, читают и знают произведения о бабушках, реально оценивают их поступки и вместе с героями делают для себя важные выводы.
Заключение
Виктор Петрович Астафьев видел свою бабушку такой, какой он хотел представить её читателям. Именно такой мы видим и любим её, читая повесть “Последний поклон”. Ей удалось вырастить для России замечательного человека, известного писателя, воспитать в нём чувство благодарности и любви к Родине, ко всему живому, трепетное отношение к людям, их проблемам.
У каждого из нас есть бабушки. Мы должны беречь своих бабушек, ведь это частичка нашей души, нашего настоящего и прошлого. Бабушки – это ощущение счастливого детства! Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!
В заключение я хотел бы сказать, что у меня тоже есть замечательная бабушка. Я её очень люблю, считаю, что она помогает мне ориентироваться в огромном мире литературы, дает ценные жизненные уроки.
Литература
1. Астафьев В.П. Последний поклон. Астрель. М.,2003
2. Савкина И. У нас уже никогда не будет этих бабушек? Литературное сегодня. Журнал «Вопросы литературы», №2 . 2011.
3. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литратуроведческих терминов. «Просвещение». М., 1986.
4. Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина «Просвещение». Л., 1991.
Перейти к содержанию
проекта "Образ бабушки в рассказах В.П. Астафьева"