Практическая значимость кубика Рубика
2.4. Практическая значимость кубика Рубика
Многие утверждают, что эта головоломка влияет на мышление человека. Влияние кубика Рубика нацелено на аналитическое мышление человека. Навыки, которые отвечают за этот раздел мозга задействуются как в стереометрии и механике, так и в физике и инженерии. Ребенок, играясь кубом сам того не замечая приучается к дисциплине логического мышления и последовательности, когда понимает алгоритмы сборки кубика.
Доказано, что кубик Рубика положительно влияет на суставы рук, быстрые движения пальцами кистей рук существенно укрепляют предплечья. Если речь идет о ребенке, то это не маловажная часть развития организма поскольку крепкие суставы улучшают двигательную функцию организма.
Увлечение кубиком Рубика несет за собой и психологический характер. Куб заставляет игрока выбрать тот или иной путь сборки, заставляет найти выход из сложной ситуации. Когда ребенок привыкает к таким решениям он становится значительно увереннее в своих действиях и легче находит правильное решение проблемы. Соответственно ребенок вырастает уверенным в своих действиях и размышлениях.
Ученые в области неврологии утверждают, что нервная и психическая перегрузка, связанная с моторикой пальцев, потому, когда мы нервничаем кистям рук нужно что-то держать и крутить между пальцев. Психологи используют кубик Рубика в методике, предназначенной для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления с целью определения готовности ребёнка к обучению в школе. ( См. Приложение ).
В современном арт искусстве появился еще один новомодный тренд -составлять картины из нескольких десятков, а то и нескольких сотен кубиков Рубика. Так называемое "Искусство кубика Рубика" (Rubik's Cube Art). Художники собирали не только сами кубики, но и уже из кубиков собирали свои произведения.
Это – люди, которые не просто решают математическую головоломку кубика, а собирают невероятные картины и создают оригинальные полотна и копии знаменитых мировых шедевров. В основе таких картин лежит не одна сотня кубиков собранной с определенной цветовой комбинацией. На создание таких шедевров порой уходят недели и месяца кропотливого труда. Над созданием огромного мозаичного триптих портрета Мартина Кинга Лютера у автора Пита Фекто (Peter Fecteau) ушло немало времени, почти год кропотливого труда.
При этом было израсходовано 4242 кубика, каждый элемент подбирался вручную. Есть в этом арт искусстве и свои рекордсмены. Например, художники студии Cube Works из Торонто собрали из 7062 кубика копию знаменитого шедевра Сандро Боттичелли «Рождение Веры». Размер этого полотна составляет 3,5 х 6 метров.Ну а самым большим мировым рекордсменом стало полотно Микеланджело «Сотворение Адама» фреска из Сикстинской Капеллы. На ее изготовление ушло 12090 кубиков, и размер полотна составил 4,5 х 8,8 метра. (См. Приложение 4).
Кубику Рубика можно найти неожиданное применение, например, его можно использовать в качестве шифратора. Самое простое, это написать текст сообщения на гранях собранного кубика и запутать его. Ввиду того, что положение каждого мини-кубика в собранном кубике Рубика определяется однозначно, поэтому и запутанное сообщение восстанавливается одновременно со сборкой кубика. Ясно, что прочитать сообщение сможет тот, кто владеет алгоритмом сборки.
Заключение
В ходе работы над проектом «Кубик Рубика – гимнастика ума», мною были рассмотрены вопросы истории появления кубика Рубика, его модификации, устройство, применение. Я изучил основные алгоритмы сборки и освоил алгоритм сборки кубика Рубика методом М.Ростовикова.
На основе полученной информации мне удалось составить свои схемы сборки основных модификаций кубика Рубика. Мне захотелось поделиться своим опытом сборки. Проведя статистическое исследование среди своих одноклассников, я выяснил их заинтересоватьголоволомкойкубика Рубика и желание научиться алгоритмам сборки.
В ходе исследования я узнал: как собираются данные, каким образом они обрабатываются и как наглядно представляются для анализа.Для наглядной интерпретации результатов статистического исследования, мною были использованы различные виды диаграмм (круговая, линейчатая, столбчатая, и др.).Выразительность, доходчивость, универсальность, обозримость диаграмм помогли мнев сравнениях и сопоставлениях статистических данных. Тем самым, я постарался показать,как удобен, прост и необходим статистический метод обработки материала.
На занятиях кружка «Юный математик» я делилсяполным описанием алгоритмов сборки, которымипользуюсь я сам.Разработанные мною схемы сборкистали проектным продуктом для проведения мастер-классов.
В ходе занятий учащиеся пришли к выводу, что кубик Рубика:
1) развивает мелкую моторику рук;
2) помогает быстро оценивать обстановку и принимать решение;
3)развивает пространственное мышление, помогает при решении математических задач;
4) развивает усидчивость и способность добиваться результата.
Я рад, что помог моим одноклассникам приобщиться к математической логике сбора механических головоломок!
Диаграмма показывает, что учащиеся класса изменили своё мнение по вопросу «Что такое кубик Рубика? Проектная работа доказала, что кубик Рубика не простая детская игрушка, а сложнейший математический тренажёр.
Закончив свой проект, я могу сказать, что всё то, что было задумано, целом получилось. Я сам научился собирать кубик Рубика примерно за 1,5 минуты (до мирового рекорда, конечно, далеко, но в школьном чемпионате есть шанс победить), я помог тем, кто ещё не овладел алгоритмом сборки, но очень хотел научиться собирать кубик.
В школе я нашёл единомышленников и появился дополнительный проектный продукт – наш класс взял на себя инициативу и ответственность провести Первый школьный чемпионат по сборке кубика Рубика в рамках недели математики (23.04.18г-27.04.18г). Хочется, чтобы это было началом традиции.
В ходе работы над проектом, я узнал очень много новых интересных фактов. Меня приятно удивила большая практическая значимость кубика Рубика в различных областях математики, психологии, изобразительного искусства.
Я уверен, что математические механические головоломки формируют логическое мышление школьников, развивают круг интересов, не связанных с компьютером, повышают коммуникативные способности подростков.
Разработанные мной алгоритмы сборки различных модификаций кубика Рубика могут быть полезными всем желающим научиться собирать кубик Рубика тем, кто держит его в руках первый раз, а также может быть использован для проведения мастер-классов для учащихся (и не только) любого возраста.
Созданный мною проектный продукт адресован всем семиклассникам, любящим логические задачи и математику в целом, а также всем тем, кто просто хочет развить свое логическое мышление и пространственное воображение. Ожидаемый результат среди учащихся средних классов: расширение знаний в рамках предметной области (математики), повышение заинтересованности в освоении логических некомпьютерных игр, развитие памяти, мелкой моторики, терпения.
Я хочу продолжить работу над проектом и изучить новые алгоритмы сборки кубика Рубика.
Работа над проектом–это увлекательное и поучительное путешествие!
Я ещё раз убедился, что Математика прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и мы уже не замечаем, что живём по её законам. Гимнастика ума являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека.
Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел. Я понял, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие,наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание.
Литература
1. Дубровский В. Статья «Математика волшебного куба», журнал «Квант» № 8, 1982, стр.22-27,48.
2. Калужнин Л.А., Сущанский В.И.. Преобразования и перестановки.-М.: Наука.Главная редакция физико-математической литературы, 1985 – 160 с.
3. Константинов И. Статья «Венгерский кубик», журнал «Наука и жизнь» № 3, 1981, стр.131-135.
4. Константинов И. Статья «Собрать кубик. Это не сложно», журнал «Наука и жизнь» № 5, 1983, стр.114-119.
5. Сборник материалов московских выездных математических школ под редакцией А. Заславского, Д. Пермякова, А. Скопенкова, М. Скопенкова и А. Шаповалова. М.: МЦНМО, 2009.