Проект "Пещера Шульган-Таш"
В индивидуальном исследовательском проекте по географии «Пещера Шульган-Таш» учащийся 8 класса анализирует исследовательские работы ученых, в которых исследуется пещера Шульган-Таш, расположенная на реке Белой в заповеднике "Шульган-Таш" на территории Бурзянского района республики Башкортостан, Россия.
В процессе исследовательской работы по географии «Пещера Шульган-Таш» учеником 8 класса была поставлена цель доказать, что живопись Южного Урала относится к эпохе палеолита, и что человек уже заселял к тому времени территорию Южного Урала.
Подробнее о работе:
В предложенном проекте по географии была изложена информация о пещере на реке Белой в заповеднике "Шульган-Таш" на территории Бурзянского района республики Башкортостан в хронологическом порядке, встречающаяся в исследованиях и литературе с 1760 г.
Автор индивидуального проекта о пещере Шульган-Таш приходит к выводу, что анализ памятников древнего искусства и устного народного творчества современного башкирского народа, а также рисунки в Каповой пещере, которые нарисованы со стороны входа, свидетельствуют о том, что пещера Шульган- Таш и озеро Шульган являлись с глубокой древности центром мифологической картины мира.
Оглавление
Введение
1. История исследования пещеры Шульган-Таш.
2. Пещера Шульган-Таш в башкирском эпосе.
Список литературы
Введение
Актуальность проблемы. Пещера Шульган-Таш (Капова) очаровывает каждого, кто оказывается под его огромными сводами. В ней спрятаны тайны прошлого. Самое необыкновенное и удивительное, что есть в пещере, это рисунки, относящиеся к палеолитической эпохе. Именно эта живопись позволяет говорить о высоких культурных достижениях населения Южного Урала в эпоху каменного века.
С момента обнаружения палеолитической живописи в пещере Шульган-Таш она перестала быть только редким памятником природы, где изучались многие вопросы спелеологии. Пещера по праву приобрела статус весьма важного природно-археологического и историко-культурного комплекса, значение которого трудно для культуры и науки трудно переоценить.
Достаточно сказать, что равного ему нет во всей Восточной Европе. А самое главное, опираясь на эти факты, мы можем четко сказать, что Южный Урал в эпоху палеолита не был отделен от человека. В этих двух аспектах я вижу актуальность выбранной мною темы, потому что нельзя допустить потери такого культурного богатства. Мы должны передать это наследие в первозданном виде нашему будущему поколению.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в нашей работе являются пещеры Южного Урала, Западной Европы и Севера. Предметом исследования являются наскальные изображения в пещерах, относящиеся к эпохе палеолита.
Цель исследования. Исходя из анализа литературы и источников мы ставим перед собой цель: доказать, что живопись Южного Урала относится к эпохе палеолита, и что человек уже заселял к тому времени территорию Южного Урала. Сделать сравнительный анализ палеолитической пещерной живописи с аналогичными памятниками. Показать в нашей работе, что человечество проходило общие закономерности развития общества.
Задачи исследования.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть эпоху каменного века на территории Южного Урала;
- выяснить степень заселенности и занятие древнейших людей на территории Южного Урала;
- изучить палеолитическую живопись на основе пещеры Шугьган-Таш, Игнатьевской пещеры;
- сделать сравнительно-сопоставительный анализ палеолитической живописи Южного Урала с аналогичными памятниками.
Методы исследования.
Для достижения целей и задач исследования мы применили следующие методы исследования:
- изучение всей литературы, относящиеся к моей тематике.
- исследование источников.
- поездка в пещеру Шульган-Таш.
Научная новизна. Изучили имеющиеся литературу и источниковую базу по нашей проблеме, систематизировали и обобщили предложенные авторами выводов. Мы рассмотрели эпоху каменного века, изучили палеолитическую живопись пещер Шульган-Таш, Игнатьевская, сделали сравнительный анализ палеолитической живописи Южного Урала с другими памятниками такого же типа.
1. История исследований Пещеры Шульган-Таш
Пещера Шульган-Таш в литературе известна с 1760 года. Первым исследователем пещеры Шульган-Таш является П.И. Рычков. Он посетил пещеру 7(20) января 1760 года, после чего П.И. Рычков пишет статью «Описание пещеры, находящийся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается».
Она была напечатана в книге «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие», в Петербурге в 1760 году. Это первая публикация в России о пещере. Название пещеры, это «Шуллюгань Ташы», приводится в конце статьи с переводом – «Каменное строение». Он считал, что Капова пещера является искусственной, выкопанной доисторическим человеком. В своих работах он писал, что у левого входа на второй этаж он нашел «сухую человеческую голову».
Через 10 лет, то есть в 1770 году Капову пещеру посетил исследователь И.И. Лепехин, описание которого довольно подробное. Часть описания совпадает с современными наблюдениями и картами пещеры. Он дополнил сведения о пещере описанием второго этажа.
Но сведения, которые касаются 2-го этажа − загадка, которую спелеологи, карстоведы и археологи пытаются разрешить уже 200 лет. Это касается Лепехинского хода, который должен был находиться в зале Хаоса. Следует отметить, что причины образования этой пещеры он объясняет правильно – из-за деятельности подземных вод.
Через 88 лет, то есть в 1858 году пещеру Шугьган-Таш исследовали геологи Южного Урала Н.Г. Мяглицкий и А.И. Антипов. Они высказали другое мнение о происхождении пещеры: «…пещера обязана своим происхождением исключительно частному случаю волнистого положения пластов, из которых верхние, при действие бокового давления, были выгнуты к верху, тогда как нижние образовали вогнутую впадину; дно последней современной постепенно наполнением должно было достигнуть горизонта ближайшей долины …». В настоящее время доказано, что такое мнение является ошибочным.
В 1896 году нижний этаж пещеры был обследован членами Оренбургского отделения Русского географического общества Д.Соколовым, И. Заневским и Ф. Симоном, которыми была произведена съемка плана входной части нижнего этажа и составлен протокол ее осмотра и измерения. Исследователями отмечено, что описание П.И. Рычкова вполне согласуется «с действительным состояние пещеры: на всех указанных местах найдено все то, что он отмечал».
Ф. Симон считал, что И.И. Лепехин поднялся на второй этаж через отверстие под потолком последнего зала первого этажа. С тех пор этот ход называется – Лепехинский. Федор Симон – лесничий Вознесенской лесной дачи, видимо, был первым, кто устраивал в пещеру Шульган-Таш экскурсии. До недавнего времени в зале Хаоса можно было видеть ту самую лестницу, по которой он забрался в Лепехинский ход.
Федор Симон считал, что название «Капова» получает название от «капообразных наплывов на стене; предающих ей особенную прелесть».
В 1916 году пещеру посетил С. Меч, написавший небольшой рассказ. С. Меч считал, что капли воды, которые капают с высоких сводов пещеры, громко капали о камни. Поэтому он пещеру именует «Капова». Но в своем описании он не прибавил к уже известному ничего нового.
По И.И. Лепехину «Капова» название происходит от капающей воды, то есть у И.И. Лепехина совпадает мысль с С. Меч.
В 1923 году 28-31 августа, пещеру Шульган-Таш исследовал профессор Г.В. Вахрушев. Вместе с тремя студентами Георгий Васильевич подробно осмотрел всю известную в то время часть пещеры, выделив 4 этажа. Подробно описал внутреннее строение подземных ходов, разнообразных натечных форм. Им были выделены характерные участки и даны наименования наиболее примечательным залам и ходам.
Он измерил и описал пещеру, длину и ширину пещеры он измерил веревкой, а высоту пещеры Каповой оценил на глаз. Затем, чтобы уточнить все собранные данные, Г.В. Вахрушев в 1931 году снова приехал в пещеру. В этот раз Г.В. Вахрушев кроме уточнения данных о пещере, описал окрестности пещеры. Также писал о разных легендах пещеры Шульган-Таш.
Всемирную известность Шульган-Таш получил после открытия в 1959 году биологом Рюминым А.В. древних рисунков, таких как мамонт, лошадь, медведь, и тигра. Естественно, что такое открытие привлекло внимание многих российских и зарубежных ученых.
Но приоритет её изучения был отдан О.Н. Бадеру. За всю свою работу им было открыто более 30 рисунков, среди которых мамонты, лошади, носороги, бизоны и геометрические фигуры. Основным итогом долгих исследований стала его книга «Капова пещера. Палеолитическая живопись» изданная в 1965 году. О.Н. Бадер считает, что все рисунки представляют единый комплекс и относительно одновременны.
В этот период исследование самой пещеры Шульган-Таш проводили сотрудники Башкирского государственного университета, под руководством Е.Д. Богдановича и И.И. Кудряшева. Ими была составлена настоящая карта пещеры. Проводились первые микроклиматические наблюдения, обследовались дальние труднодоступные районы.
После ухода из жизни О.Н. Бадера, исследования в пещере прекратились. Появились проблемы и с сохранением рисунков. Было решено полностью закрыть пещеру. Работы в пещере были возобновлены лишь в 1982 году ленинградским археологом В.Е. Щелинским. Он в то время возглавлял комплексную палеолитическую экспедицию, ежегодно проводившую археологические исследования на Южном Урале.
После исследования пещеры у исследователей возникали различные вопросы. Когда были нанесены рисунки на стены пещеры? Ответить на этот вопрос удалось В.Е. Щелинскому. Им были обнаружены под древними рисунками остатки стоянки современников этих рисунков. Он считал, что они относятся к эпоху палеолита. Также В.Е. Щелинский считает, что значительная часть рисунков пещеры объединено в композиции, отражающие мифологические представления древних людей.
Екатеринбургский археолог В.Н. Широков считает, что пещера Шульган-Таш являлась святилищем, что в пещере есть две зоны разной важности.[14] Например, чтобы попасть на верхней этаж, необходимо преодолеть опасный уступ высотой 14 метров. И кто смог это сделать, становился избранным, который допускался к посвящению мифов и придание племени. Он писал, что возможно этому свидетельствовал череп в кальцитовом натеке, который видели первые посетители пещеры недалеко от этого опасного колодца.[15]
В 1991 году для комплексного изучения пещеры Шульган-Таш в ней работал В. Киселев. Им было произведены погружения на подземную реку Шульган.
Исследовал пещеру и В.Г. Котов. Он считает, что Каповая пещера для народов Южного Урала являлась культовым центром, где совершались обряды посвящения и возрождения природы. В.Г. Котов также как и В.Н. Широков считает, что обряды, которые совершались в пещере в то время, были связаны с посвятительными ритуалами. И как он пишет, скорее всего, ритуалы проходили в два этапа, о чем говорит различие образов верхнего и среднего этажа.
Исследованию пещеры Шульган-Таш многие годы отдал Юрий Сергеевич Ляхницкий. Он составил подробную и точную карту пещерного массива Шульган-Таш. Им в 2002 году были выявлены рисунки - «бледный мамонт», возле него находился рисунок человека и силуэт ещё одного мамонта.
Итак, изучив степень разработанности проблемы можно сделать вывод, что первые исследователи пещеры Шульган-Таш писали о её происхождении, выдвигая различные мнения, измеряли высоту и ширину пещеры, описывали этажи пещеры. А в 1959 году биолог А.В. Рюмин сделал уникальное открытие. Он обнаружил на стенах пещеры живопись,
относящегося к эпохе палеолита. В результате этого открытия, советские и современные ученые стали изучать в пещере и живопись, из года в год делая всё новые открытия.