Зачем нужна буква «ё»?
3. Зачем нужна нам буква «ё»?
Если текст без «ё» читаешь - тратишь больше времени, чем с «ё».
Чтение замедляется, ощущается дискомфорт. А это вредит здоровью.
(профессор МПГУ И.Г.Добродомов).
3.1 Исследование учебной и художественной литературы
Мы решили провести исследование учебной и художественной литературы, с которой сталкиваются ребята нашей школы. Для этого отправились в школьную библиотеку.
Наблюдение 1. Прежде всего, просмотрели словари. Проверяли наличие слов, начинающихся на букву «ё». Убедились, что «ё» помещена с буквой «е» как рекомендовано «Правилами русской орфографии и пунктуации». Количество слов в словарях разное. (приложение 9)
Наблюдение 2. Просмотрели популярную энциклопедию «Я познаю мир» 2002 года. Все книги из этой серии напечатаны без буквы «ё». Видимо издательство не учло, что этими книгами пользуются, и дети младшего школьного возраста и им ещё сложно читать слова без буквы «ё». А если учитывать что это энциклопедия, а значит, присутствуют слова, трудные для понимания, то младшему школьнику сложно работать с такой книгой.
Наблюдение 3. Проанализировали учебную литературу для 1-4 классов. Выяснили, что все учебники напечатаны с буквой «ё», как того требуют «Правила». В учебниках старшего и среднего звена отсутствует буква «ё» в основном в истории, биологии, географии. Печально что, буква «ё» отсутствует и в русском языке 9, 10, 11 классов. Автор Власенков. (приложение 10)
Наблюдение 4. Изучили художественную литературу для детей, имеющуюся в библиотеке. Для этого взяли десять книг из категории 6+ и десять книг из категории 12+. Выяснили, что буква «ё» сохраняется для младшего школьника – в 80%, для среднего возраста – в 75%. (приложение 11)
Ребята среднего звена достаточно хорошо владеют навыками чтения, и читать и воспринимать прочитанное им легче, а вот младшим школьникам читать без «ё» сложно. Мы решили выяснить так ли это.
3.2 Проведение эксперимента
Эксперимент. Исходя из этих наблюдений, проверка результатов техники чтения у школьников младшего, среднего и старшего звена стала необходимой. В качестве эксперимента пригласили учеников вторых и шестых классов. Предложили прочитать текст, где присутствует буква «ё» и текст без буквы «ё». (приложение 12)
Вывод: Эксперимент показал, что текст, где присутствует буква «ё», ребята быстрее прочитали. (приложение 13)
3.3 Результаты анкетирования
Убедившись в том, что отсутствие «ё» на письме и в печати порождает неграмотность речи, требует большего времени на чтение и осмысление текста, мы решили выяснить, как относятся к этой букве ребята нашей школы. Провели анкетирование и получили следующие результаты (приложение 14).
3.4 Мнение одноклассников и общественности
В нашем классе у четырёх мальчиков в фамилиях и именах присутствует «ё». На предложение о том, чтобы заменить «ё» на «е», ребята ответили отказом, поясняя, что это звучит непривычно и некрасиво.
В продолжение к разговору об именах и фамилиях, мы решили посетить районный ЗАГС. В беседе с Чертковой Надеждой Владимировной выяснили, что при регистрации новорождённого ребёнка в свидетельстве о рождении чётко прописывается буква «ё», если она присутствует в фамилии или имени или отчестве.
Вывод: «Русский алфавит состоит из 33 букв, и одна из них – буква «ё», которую никто не отменял»
В.В.Лопатин
Радостно заметить, что всё чаще появляется буква «ё» на страницах книг,газет и журналов, печатается в словарях, как в нашей стране, так и за рубежом. Естественно, с «ё» издаются почти все детские книги, большое количество научных книг, художественной прозы и стихов.
В Австралии в одном из районов Сиднея – Вентвортвиле, выпускается общественная православная еженедельная газета “Слово” на русском языке. Вся газета печатается с буквой «ё». К тому же, целая полоса отводится постоянной рубрике «Русский язык». Жаль, что редакция нашей районной газеты «На родной Земле» букву «ё» не признаёт.
Все, кто любит русский язык, настойчиво утверждают: неприменение на письме буквы «ё» ведет к искажению и уродованию русского языка.
Иначе как понять: «Королевская лыжня» (названия праздника в городе Королёв). Попробуй, разберись: «Все впереди или Всё впереди». «ЗАПИСКА ЛЕНЕ» кому записка Елене или Леониду?
Не вздохнём, не охнем,
Если не передохнём,
Значит передохнем.
В. Берестов
Вывод: В своей работе мы пытались доказать необходимость применения буквы «ё» в письменной речи, в печатных изданиях. В ходе изучения литературы, исследований, наблюдений, эксперимента, опроса детей мы доказали, что использование буквы «ё» необходимо и целесообразно.
Наша гипотеза подтвердилась. Действительно неприменение буквы «ё» на письме и в печати ведёт к искажению русской речи. Наличие буквы «ё» уменьшает расхождение правописания слов с их произношением, облегчает чтение текстов, увеличивает скорость чтения, помогает понять, как произносить то, или иное незнакомое слово.
Кроме того, обязательность использования буквы «ё» будет способствовать унификации правил написания, что положительно скажется на грамотности населения Российской Федерации.
Чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме проводится много мероприятий. Издаются целые книги, открываются музеи, ставятся памятники этой букве. Мы тоже решили внести свой вклад в поддержку букве «ё». Провели беседу в классе и сделали поделки с изображением этой буквы. (приложение 15).