История аккордеона
1. История аккордеона
Изучив всю найденную литературу, я узнал, что история развития аккордеона не так богата, как думали раньше. Принцип звучания аккордеона (при использовании свободно колеблющегося язычка) был известен давно.
1.1 Кэн и Шэн
Много тысяч лет назад на Востоке существовали музыкальные инструменты, напоминающие народные баян и аккордеон: кэн и шен. Они были изготовлены из нескольких трубочек, соединённых вместе и имеющих механизм-язычок.
Кэн имел трубочки из бамбука, шэн из высушенной и вычищенной изнутри тыквы, глины, дерева и металла. Уже тогда шэн был способен играть как простые мелодии, так и с использованием аккордов (аккорд звучание нескольких нот одновременно). Поэтому, шэн стал не только народным, но и ритуальным. Звук инструментов был мягче, ласковее и тише нынешних клавишных.
В какой-то мере предком аккордеона можно считать и орган. Ведь наряду с крупными органами существовали и компактные варианты: органетто или портатив. Они состояли из трубок, меха и клавиш. На клавишах играли правой рукой, а левой приводили в движение мех.
В начале 15 века клавиши органа становятся компактнее и делятся на белые и черные. Появляется ножная клавиатура, а потом механизм мануальных октав и регистровые устройства, которые впоследствии будут использованы в конструкции аккордеона. Как же этот инструмент попал в Европу? Выдвигают несколько предположений.
Согласно первой теории, способ звукоизвлечения привез с собой Марко Поло из своих путешествий. Вторая утверждает, что «китайский орган» стал известен в Европе благодаря купцам, активно развивающим торговлю с Китаем.
Согласно третьей теории шэн стал известен европейцам от россиян, которые тесно общались с Китаем. Шен музыкальный инструмент в подтверждение можно привести работу Иоганна Вильде, музыкального мастера, 1769 года «Извести о музыке в России», в которой он говорит, что шэн был распространён в Петербурге в середине 18 века.
1.2 Первые ручные гармоники
Оркестрион 1882 г. Следующий шаг в истории аккордеона появление оркестриона, так называемого портативного органа. Он был сконструирован на основе механизма шэна участником Российской Академии наук Христианом Готлибом Кратценштейном вместе с органистом Киршником в годах 18 века.
После этого распространение язычкового звукоизвлечения стало неудержимым. Позже появились инструменты, где воздух нагнетался мехами, приводимыми в движение коленями играющего, ножными педалями (фисгармония), и даже электричеством!
1.3 Первые аккордеоны
Первые аккордеоны были созданы на основе ручной гармоники Фридриха Бушмана. Он представлял собой инструмент с растяжимыми кожаными мехами. Чтобы инструмент издал нужную ноту, необходимо было поднять стенку инструмента, тем самым раздвинув мех, открыть специальный клапан, а затем опустить стенку.
Инструмент оседал и издавал тон определённой частоты. После значительных изменений увидел свет прообраз аккордеона: ручная гармоника с несколькими клавишами, мех которой двигался в двух направлениях (сжим-разжим), тем самым позволяя эффективнее использовать воздух и регулировать силу звучания.
Какое-то время ручная гармоника не воспринималась как серьёзный музыкальный инструмент, а производилась исключительно как детская игрушка, пока не попала в руки к венскому органному мастеру Кириллу Демиану.
В своей мастерской он создал гармонику, пригодную для исполнения простых мелодий. У нее было пять клавиш на правой клавиатуре, которые издавали основные звуки (разные на разжим и сжим!), на левой пять клапанов для аккомпанемента, которые способны были издавать десять разных аккордов.
6 мая 1829 года, Кирилл Демиан официально представил авторское название своего инструмента аккордеон (Accordion). В том же году было налажено производство инструмента. Это название впоследствии закрепилось за гармониками с аккордовым аккомпанементом в левой руке
Одним из первых мастеров, который привёз аккордеон во Францию, стал А.Рейснер, который в 1832 году создал руководство для этого инструмента. В Австрии и Германии, аккордеон стал известен уже в 1829 году, в Италии в 1840-х. В каждой стране инструмент начинают изготавливать мастера, и, конечно, привносить свои изменения.
1.4 Аккордеон
Чем же привлекал аккордеон?
Во-первых, звук. Он может изменять окраску и интенсивность в зависимости от степени нагнетания воздуха мехом, при этом высота звучании остаётся прежней. Отмечалось, что в умелых руках качественный аккордеон способен «петь», издавая звуки наподобие человеческого голоса.
Во-вторых, он долговечен и практически не зависим от температурных изменений при эксплуатации и хранении.
В-третьих, отмечалась легкость в обучении игре на аккордеоне. В середине-конце девятнадцатого века стало налаживаться промышленное производство аккордеонов. К слову, первые аккордеоны не были похожи на современные, с фортепианной клавиатурой правой руки.
Справа находились сначала ряд, а позже и несколько рядов кнопок, играли четырьмя пальцами правой руки, редко используя большой палец (прим. так играют на современном баяне). Поддерживающих плечевых ремней не было, а удерживал инструмент всё тот же большой палец правой руки, который продевался в ушко-ремешок под грифом.
С увеличением количества кнопок, ремешок стал делаться на металлической скобе, по которой он мог свободно двигаться. В связи с дальнейшим увеличением количества кнопок, возникла необходимость в плечевом ремне.
В Европе, после применения плечевых ремней стали подумывать об усовершенствовании инструмента и нашли необходимое решение. Кнопочная правая клавиатура была заменена на фортепианную, тем самым окончательно «освободив» большой палец от поддержки.
Немаловажным стал факт, что на «пиано-гармонике» (так стали называть модифицированный инструмент) теперь смогли играть и пианисты, правда, не используя левую руку. Сначала 1930-х пиано-гармоника становиться популярным эстрадным инструментом. Постепенно в игру активно вовлекается левая рука, появляются регистры кнопки, позволяющие менять тембр звука, сначала на правой, потом и на левой руке.
Так, проделав долгий путь, аккордеон приобрёл привычный нам вид и звучание. Само название «аккордеон» (по-французски «accordeon») означает «ручная гармоника». У инструмента было 5 кнопок с левой стороны и 5 с правой. Инструмент издавал 10 различных отдельных звуков и 10 аккордов.
Это был, конечно, не тот аккордеон, который мы привыкли видеть сегодня. Название «аккордеон» инструмент получил за то, что в левой руке при нажатии кнопок, получались не отдельные звуки, а уже готовые аккорды.
Быстроту распространения гармоники по всей Европа можно сравнить со стремительностью снежной лавины. В считанные годы она стала популярнейшим инструментом в Австрии, Германии, Франции, Италии. И в этом нет ничего удивительного. В самом деле, это портативный инструмент, его можно легко переносить с места на место, даже играть на нём при ходьбе.