Исследование хронотипов и биоритмов человека на практике
Методы исследования хронотипов и биоритмов
1. Определение хронотипа (Анкета Остберга, Приложение 1).
2. Наблюдение с целью оценки условий обучения и проведения спортивных занятий.
3. Аналитическая деятельность.
Методика анкетирования
Нами был использован самый распространенный в последнее время тест определения типа работоспособности по времени – тест Остберга в модификации профессора С.И. Степановой [5].
Он состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной.Объектом исследования являлись учащиеся 7А класса БОУ г. Омска «СОШ №89». Общее число обследуемых составило 22 человека в возрасте 13-14 лет. Классные помещения, спортивный зал, соответствуют гигиеническим нормам.
К факторам устойчивости можно отнести высокий уровень квалификации педагогов, комфортный психологический климат в классном коллективе. Главным в нашей работе являлось определение такой индивидуальной характеристики, как хронотип.
№ | Фамилия Имя учащегося | «ГОЛУБЬ» | «СОВА» | «ЖАВОРОНОК» |
---|---|---|---|---|
1. | Андросов Владимир | |||
2. | Буреев Илья | |||
3. | Галитарова Анна | |||
4. | Иноземцев Глеб | |||
5. | Казанкина Карина | |||
6. | Копытов | |||
7. | Коченева Анжела | |||
8. | Кузнецов | |||
9. | Купалова Анастасия | |||
10. | Лукьянова Валерия | |||
11. | Немна Данил | |||
12. | Полоцкий Александр | |||
13. | Полёный Иван | |||
14. | Полищук Даша | |||
15. | Рясной Максим | |||
16. | Сипко Татьяна | |||
17. | Тарасенко Вадим | |||
18. | Цымбал | |||
19. | Чуприкова Анастасия | |||
20. | Черепанова Вероника | |||
21. | Эшкурбанова Мадина | |||
22. | Печеный Владимир |
Распределение хронотипов было следующим: «Жаворонки» - 14,5 %, «Совы» - 31,5 %, «Голуби» - 54 %.
Диаграмма 1. Распределение хронотипов среди учащихся.
Такое соотношение хронотипов среди учащихся соответствуют данным литературных источников [2].
Далее я проследила взаимосвязь между типом биоритма и успеваемостью учащихся за 1четверть 2017-2018 учебного года.
№ | ФИО | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | % кач. зн.
Рейтинг |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Андросов В. | 34 | 67 | 31 | 4 | 74,26 | 9 |
3 | Буреев И. | 24 | 46 | 40 | 27 | 51,09 | 18 |
4 | Галитарова А. | 15 | 40 | 48 | 33 | 40,44 | 22 |
5 | Иноземцев Г. | 52 | 72 | 17 | 2 | 86,71 | 3 |
6 | Казанкина К. | 41 | 55 | 36 | 9 | 68,09 | 12 |
8 | Копытов Р. | 6 | 46 | 53 | 22 | 40,94 | 21 |
9 | Кочнева А. | 28 | 58 | 39 | 9 | 64,18 | 15 |
10 | Кузнецов А. | 25 | 48 | 41 | 9 | 59,35 | 17 |
11 | Купалова А. | 5 | 17 | 40 | 21 | 26,51 | 24 |
12 | Лукьянова В. | 33 | 70 | 19 | 6 | 80,47 | 7 |
13 | Немна Д. | 38 | 49 | 37 | 1 | 69,6 | 10 |
14 | Печеный В. | 15 | 48 | 50 | 19 | 47,73 | 19 |
15 | Полёный И. | 34 | 33 | 21 | 9 | 69,07 | 11 |
16 | Полищук Д. | 23 | 32 | 55 | 22 | 41,67 | 20 |
17 | Полоцкий А. | 39 | 63 | 19 | 1 | 83,61 | 5 |
18 | Рясной М. | 44 | 58 | 28 | 6 | 75 | 8 |
19 | Сипко Т. | 55 | 49 | 14 | 5 | 84,55 | 4 |
20 | Тарасенко В. | 7 | 23 | 47 | 29 | 28,30 | 23 |
21 | Цымбал Е. | 30 | 53 | 34 | 7 | 66,94 | 13 |
22 | Черепанова В. | 51 | 52 | 19 | 3 | 82,4 | 6 |
23 | Чуприкова А. | 45 | 40 | 35 | 8 | 66,41 | 14 |
24 | Эшкурбанова М. | 53 | 54 | 9 | 2 90.68 2 |
№ | Фамилия Имя учащегося | «ГОЛУБЬ» | «СОВА» | «ЖАВОРОНОК» | успеваемость |
1. | Андросов Владимир | + | 74.26 | ||
2. | Буреев Илья | + | 51.09 | ||
3. | Галитарова Анна | + | 40.44 | ||
4. | Иноземцев Глеб | + | 86.71 | ||
5. | Казанкина Карина | + | 68.09 | ||
6. | Копытов | + | 40.94 | ||
7. | Коченева Анжела | + | 64.18 | ||
8. | Кузнецов | + | 59.35 | ||
9. | Купалова Анастасия | + | 26.51 | ||
10. | Лукьянова Валерия | + | 80.47 | ||
11. | Немна Данил | + | 69.6 | ||
12. | Полоцкий Александр | + | 83.61 | ||
13. | Полёный Иван | + | 69.07 | ||
14. | Полищук Даша | + | 41.67 | ||
15. | Рясной Максим | + | 75 | ||
16. | Сипко Татьяна | + | 84.55 | ||
17. | Тарасенко Вадим | + | 28.30 | ||
18. | Цымбал | + | 66.94 | ||
19. | Чуприкова Анастасия | + | 66.41 | ||
20. | Черепанова Вероника | + | 82.4 | ||
21. | Эшкурбанова Мадина | + | 90.68 | ||
22. | Печеный Владимир | + | 47.73 |
Выводы: лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна.
Также более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки». «Жаворонки»- это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой.
«Совы» это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны.
Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие - в вечернее время. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют.
Все это позволяет считать ритм работоспособности не результатом привычки к определенному режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством.
Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности.