Определение, виды и развитие мелкой моторики
1.2. Моторика
Наша жизнь состоит из различных действий. Весь процесс развития и познания выражается движением. С самого рождения ребенку нужно многому научиться и узнать, поэтому дети очень активны.
Познание окружающего мира для наилучшего и правильного развития ребенка происходит при помощи двигательной активности. Малышу необходимо научиться непросто видеть и смотреть на предметы, но и выделять какие-то важные вещи, слышать взрослых и руководствоваться их советами и рекомендациями.
Определение моторики
Разберемся, что же такое моторика. В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций.
В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека.
Ефремова рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями.
Итак, моторика – это движение. А без движения, как известно, не предоставляется возможным развиваться в полной мере и с различных сторон.
Виды моторики
Моторику разделяют на два вида: крупную и мелкую.
Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить.
На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика.
Она служит совершенствованию возможности осуществлять четкие и верные движения, которые помогают работать с маленькими предметами.
1.3. Развитие мелкой моторики
Развитие моторики процесс долгий и нелегкий. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.
Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова М. Монтессори.
А известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев.
Также установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
Для то, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Я предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.