Поэты – акмеисты и особенности их поэзии
1.3. Поэты – акмеисты и особенности их поэзии
Акмеизм насчитывал шестерых наиболее активных участников течения: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут.
Акмеисты разрабатывали «поэтику вещей» — «поэзию детали»:
- «свежо и остро пахли морем на блюде устрицы во льду» (Ахматова);
- «в комнате белой, как прялка, стоит тишина» (Мандельштам).
«Любить существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя — вот высшая заповедь акмеизма»,— провозглашал Мандельштам.
Каждый поэт по-своему понимал это течение и потому по-своему его интерпретировал в своих произведениях.
Например, акмеизм Мандельштама - «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». В своем художественном творчестве Мандельштам воспринимает мир не как живую, осязательную и плотную реальность, а как игру теней, как призрачное покрывало, наброшенное на настоящую жизнь:
…Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных… [2]
В поэзии Николая Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя:
Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай…[3]
Нарбут тяготел к изображению неприглядных, подчас натуралистически-безобразных сторон действительности:
Объедки огурцов, хрустевших на зубах,
бокатая бутыль сивухи синеватой
и перегар, каким комод-кабан пропах,–
бой-баба, баба-ночь, гульбою нас посватай… [4]
Акмеисты принимали реальность земного бытия во всей полноте и целостности, не противопоставляли себя миру и не пытались его переделать.
Они вовлекали в свое творчество самые приземленные, бытовые реалии: сор, лопухи, пыльную дорогу, колодец, песок, время и вечность, соединяя «высокое» с «земным», прозревая в темном высокое — и наоборот.