Литературная традиция имени
1. Основная часть
1.1. Литературная традиция имени
Эмиль Золя говорил: «Имя становится в наших глазах как бы душою персонажа…».
О значении имени в художественном произведении говорили и М. Горький, и Г. Флобер:
«Для самой незначительной роли найдены фамилии», «Когда нет имени – нет и романа». В какой – то степени имя героя можно назвать «визитной карточкой» произведения: произнося имена Наташа, князь Андрей, Пьер Безухов, мы безошибочно назовем «Войну и мир» Л.Н. Толстого, стоит произнести имя Лиза – и сразу вспоминается «Бедная Лиза» Карамзина, а при имени Катерина все вспомнят «Грозу» А.Н. Островского.
Постепенно имя того или иного литературного героя становится выразителем определенного типа человека. Например, имя Наталья связывается с жизнерадостной, цельной, живой девушкой, воплощением женственности, имя Лиза - с представлениями о безропотных, страдающих женщинах.
Под литературной традицией мы понимаем «культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непроходяще ценного, ставший для них творческим ориентиром. Традиция осуществляет себя в качестве влияний, заимствований, а также следование канонам..» (см. Литературный энциклопедический словарь, М. «Советская энциклопедия»).
В качестве литературной традиции писателями усваиваются темы прошлой литературы, обусловленные социально и исторически («маленький человек», «лишний человек» в русской литературе 19 века) или обладающие универсальностью (любовь, смерть, вера, страдание, дом, слава, мир и война), а также нравственно – философские проблемы и мотивы, черты жанров, компоненты формы (тип стихосложения, принципы портретной «живописи» и т.д.).
Именно к таким компонентам относятся собственные имена героев произведений.