Данной исследовательской работой по математике "Русская народная тематика в курсе математики 5 класса" я постараюсь развивать интерес к математике, изучая числа, встречающиеся в русском народном творчестве. Необходимо изучить литературу, провести анкетирование, создать буклет для учителей и учащихся.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по математике на тему «Русская народная тематика в курсе математики 5 класса» автор сделала выводы о том, что использование исторических элементов развития математики способствует развитию у школьников интереса к учению, укреплению познавательного интереса к математике, развитию патриотических чувств, побуждает к самостоятельным мыслительным действиям и проявлению творчества.
Оглавление
1. Исторические сведения.
2. Пословицы, содержащие математические понятия и числа.
3. Задачи с использованием исторических понятий.
4. Проведение анкетирования.
Заключение
Введение
“Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится”.
В русском фольклоре заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают ему более яркий, реальный смысл. Если мы не будем изучать истоки культуры своего народа, то не будем знать его историю.
Читая произведения устного народного творчества, заметили, что в сказках, пословицах, загадках и др. присутствие чисел наблюдается очень часто.
Исходя из этого, возникли вопросы: "Что такое фольклор?", "Какие числа присутствуют в русском народном творчестве?".
Цель работы: подобрать исторический материал по некоторым темам, изучаемым в курсе математики 5 класса, оформить его в виде буклета, выявить, как относятся учащиеся к использованию русской народной тематики при изучении математики.
Задачи:
- Подобрать и изучить литературу по теме исследования.
- Составить анкету и провести анкетирование.
- Создать тематический буклет для учителей и учащихся 5 классов.
1. Исторические сведения
“Из истории цифры 7”
В глубокой древности, когда люди только учились считать, число 7 оставалось долгое время очень большим. Эти представления о величине числа 7 сохранились в русских пословицах и поговорках и дошли до наших дней:
“Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
“Семеро одного не ждут”.
“Семь бед – один ответ”.
“Один с сошкой, семеро с ложкой”.
“Лук от семи недуг” и другие.
Древние люди считали число 7 таинственным и загадочным. Про непонятное и теперь мы говорим, что это книга за “семью печатями”, а народные сказки повествуют о “семимильных сапогах”, о “семицветиках” и т.д.
И в наши дни в народе почитают число 7. Счастливый человек чувствует себя “на седьмом небе”. Не случайно в неделе 7 дней, в радуге – 7 цветов, в музыке – 7 нот.
2. Пословицы, содержащие математические понятия, числа
Русская народная тематика включает:
- малый детский фольклор.
- народные обряды и традиции, историю народа.
- фразеологию и лексику русского языка.
Пословицы с математическими понятиями
- У него в голове не ползолотника мозгу.
- Загадка, разгадка, да семь верст правды.
- Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
- Фунт пуду уступает.
- Верстой ближе, пятаком дешевле.
Условие задачи в виде фольклорного жанра-сказки:
Как-то раз отправился купец на базар купить своим дочерям гостинцев. Старшей купил леденец за гривенник, средней медовый пряник за пятиалтынник, а младшей любимой дочке заморский шоколад за полтинник.
3. Задачи с использованием исторических понятий
Тема “Натуральные числа и шкалы”
Однажды цапля пригласила к себе на день рождения журавля и лягушку. Журавлю, чтобы дойти до цапли, надо пройти 1 версту, а лягушке 10 аршин. Выразите расстояние, пройденное лягушкой и журавлём в сантиметрах. Определите, чей путь был длиннее?
Тема “Единицы площади”
Задача
Пришла весна. Решил мужик посадить пшеницу. Земли своей у него не было. Пошёл мужик просить у помещика разрешения засеять 1 десятину его земли. Помещик согласился, но сказал:
-Я тебе дам землю, но половину урожая отдашь мне.
Погоревал мужик, но условия помещика принял. Посадил пшеницу. Пришла осень, пора собирать урожай. Собрал мужик с участка 10 пудов пшеницы. Отделил половину и отдал помещику. А половину от остатка продал на базаре. Сколько тонн пшеницы мужик отдал помещику, а сколько продал?
Тема “Объемы и единицы объема”
Задача
Пошёл мужик за водой с двенадцатилитровым ведром, набрал только 1 штоф воды. Сколько ещё воды можно набрать в ведро?
Задача на смекалку
Мужик продавал картошку. За 1 кг он брал алтын, за 2 кг - пятак. Сколько денег он брал за 3 кг, 4 кг? (гривенник (10 коп), пятиалтынный (15 коп)).
4. Проведение анкетирования
Результаты анкетирования
- Рассказывают ли вам на уроке математики факты из истории возникновения каких-либо понятий?
- Хотели бы вы узнавать на уроках математики исторические сведения?
Продолжите предложение: знать историю, значит...
- знать историю, значит быть грамотным, умным;
- знать, что было раньше;
- знать истоки;
- знать происхождение своей страны и гордиться ею.
Заключение
Использование исторических элементов развития математики способствует:
- развитию у школьников интереса к учению;
- укреплению познавательного интереса к математике;
- развитию патриотических чувств;
- побуждает к самостоятельным мыслительным действиям и проявлению творчества.