Проект на тему: "Образ человека - главная тема в искусстве"
В процессе исследовательской работы по изобразительному искусству (ИЗО) и МХК "Образ человека - главная тема в искусстве" обучающимся 9 класса была поставлена цель получить представление о значении портретного образа человека в искусстве; об изменчивости образа человека в истории; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту человека, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Подробнее о работе:
В творческой работе и проекте по ИЗО и МХК на тему "Образ человека - главная тема в искусстве" автор освещает вопросы, связанные с изучением истории возникновения и развития портрета.
В предложенном творческом проекте по ИЗО и МХК на тему "Образ человека - главная тема в искусстве" автор познакомится с великими портретными произведениями разных эпох; именами великих художников-портретистов; видами портрета.
Оглавление
Введение
- История возникновения портрета.
- Виды портрета.
- Взгляд сквозь века.
Заключение
Информационные ресурсы
Введение
Цель моей работы:
- получить представление о значении портретного образа человека в искусстве;
- об изменчивости образа человека в истории;
- развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
- формировать умение находить красоту человека, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Задачи:
- познакомиться с великими портретными произведениями разных эпох;
- именами великих художников-портретистов; видами портрета;
- ознакомиться с историей возникновения и развития портрета;
- изучить необходимую информацию по теме.
Гипотеза.
Я считаю, что портретное искусство отражает характер человека, его особенности и внутренний мир.
Актуальность проекта: Любой человек, посещая музей или рассматривая альбом с репродукциями картин, обязательно встречается с лицами далеких и незнакомых людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей.
Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже. Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково — глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след и его облике.
И люди смотрятся в свое изображение как в зеркало, но не в то, которое отражает внешние черты, они всматриваются вглубь, желая понять себя.
О чем бы ни говорил этот вид искусства, он говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения портретного жанра с целью воспитания эстетического вкуса и развитию представления о значимости человеческой личности.
1. История возникновения портрета.
Портретный жанр возник раньше других – известны скульптурные египетские портреты многовековой давности.
Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.
Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Для этого художник выступает в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последовательно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.
Каждый портретируемый несет в себе как субъективно-авторскую трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды. Обычно основными средствами передачи становятся деталь, цвет, фон, на котором располагается фигура портретируемого. Однако приемы воспроизведения человека формировались не сразу. История портрета - это практически история живописи, формирование основных принципов изображения, жанровых форм, техники и письма, цветового решения.
Рассказ "Из истории возникновения портрета".
-Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.
2.Виды портретов.
По характеру изображения выделяют две основные группы портретов: парадный портрет и камерный портрет.
Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост. Фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне. Размер – большой.
В камерном портрете используется поясное, погрудное или поплечное изображение. Чаще всего фигура помещается на нейтральном фоне. Эти картины обычно небольшого размера, т.к. предназначены для помещений (комната, гостиная).
По числу изображений на одном холсте портреты бывают:
- индивидуальный
- двойной, или парный
- групповой
Индивидуальный – портрет, на котором изображен один человек.
Двойной, или парный – портреты, написанные на разных холстах, согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов.
Групповой – портрет, на котором изображена группа людей (например, портреты королевской или царской семей и т.д.).
Кроме того бывает еще и костюмированный портрет. Это портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
По размеру портрет может быть миниатюрным.
Существует еще автопортрет – изображение художником самого себя (например, «Автопортреты» Рембрандта в разном возрасте и др.).
Существует и сатирический портрет, где негативные черты модели обусловливают появление портретной карикатуры – шарада.
Человек на портрете может быть изображен в фас (мы видим перед собой все лицо человека, смотрим ему прямо в глаза), в профиль (видна только одна половина человеческого лица, изображение человеческого лица с боку), в каком-либо ракурсе (в том или ином развороте, чаще всего три четверти).
Взгляд сквозь века.
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет.
Изображение обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). Портрет сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчен горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.
Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей – фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является бюст Нефертити (около 1360 года до нашей эры).
В собственном смысле слова этот жанр распространился в римском изобразительном искусстве. Для римского портрета характерно с самого начала (2 век до нашей эры) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, хотя налицо и некоторое обобщение.
Ранние образцы станкового портрета — римские портреты, исполнявшие функцию погребальных масок – фаюмские портреты. Они создавались с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность. Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика— это живопись красками, где главным связующим звеном был воск.
Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
Фаюмские портреты.
Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ее определенным правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов, прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных). Художники могли проявить свою индивидуальность, сохранив внимание к изобразительной стороне (об этом говорят тщательная прорисовка фона, одежды портретируемого). Вместе с тем они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определенных нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни. Кроме того, именно в это время начинает развиваться групповой портрет (правитель и его окружение).
Дж. Беллини. "Портрет донатора". Фрагмент.
Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода — «Портрет Иоанна Доброго» (ок. 1349 г.).
Портрет Иоанна Доброго (неизвестный художник)
В 1360—1380 годах решающий импульс развитию портрета придал французский двор Валуа; ранние образцы европейского портрета относятся именно к этому периоду.
В эпоху возрождения человек стал восприниматься как центр мира, влияние религии ослабло. Большое значение приобрела внешняя красота, гармония между сильным духом и телом. Первые портреты имели влияние античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль.
Прошло время, прежде чем лица на портретах стали изображаться в фас или три четверти.
Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.
Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Шедевр Леонардо — портрет "Мона Лиза" ("Джоконда", ок. 1503) стал величайшим произведением мирового искусства, в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.
Леонардо да Винчи "Мона Лиза" «Мадонна Литта» «Джоконда»
Известные немецкие портретисты этого периода – А. Дюрер и Ганс Гольбейн Мл.
Альбрехт Дюрер «Автопортрет» (1500)
В эпоху маньеризма (XVI в.) возникают формы группового и исторического портрета. Известным портретистом того времени был испанский художник греческого происхождения Эль Греко.
Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» (1592). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Отражение внутренней идеи художественного образа стало главным для художников периода маньеризма. Драматической заостренностью изображаемых чувств отличается портрет того времени.
В сложные и противоречивые отношения с окружающим миром вступают модели Рембранта и Д. Веласкеса (16-17 века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое.
Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Многомерность окружающего мира и изменчивость душевных состояний модели в сочетании с ярким, красочным цветовым решением находят решение в портретах П. П. Рубенса или в тонкой прорисовке характеристик у А. Ван Дейка.
Антонис ван Дейк «Карл I, король Англии, на охоте»
В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием. Это, прежде всего парсуна, в которой слиты приемы реалистической живописи и иконы. От парсуны четко прослеживаются два направления – к провинциальному и парадному портрету. В провинциальном портрете преобладают камерные настроения, портретируемый предстает таким, каким он был в повседневной жизни.
Живопись второй половины XVIII века связана с именами таких известных портретистов, как Рокотов, создавший множество одухотворенных образов современников, Левицкий, автор прекрасных парадных и камерных портретов, передающих цельность натуры моделей, Боровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей.
В.Л. Боровиковский, "Портрет Елены Александровны Нарышкиной"
Эпоха романтизма привнесла в портрет критическую линию. Выдающимся мастером этого периода считается испанец Гойя, создавший групповой «Портрет семьи Карла IV». Эта работа была заказана как парадный портрет, но в итоге отразила безобразие правящей династии.
Ф. Гойя «Портрет семьи Карла IV»
Громко заявили о себе русские портретисты Орест Кипренский, Карл Брюллов, Василий Тропинин.
О.А. Кипренский «Богоматерь с Младенцем»
Рубеж 19-начала 20 века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разрушались пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Внимание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человеческих переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторичным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода – Э. Дега, А. Тулуз-Лотрен, М. Шагал, П. Пикассо.
Пикассо, «Дора Маар с кошкой»
В 20 веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов – живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.
И.И.Бродский «Портрет И.В. Сталина»
А это мой любимый портрет, написанный художником Б.М. Кустодиевым в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург)
Заключение.
Работая над проектом, я понял и доказал свою гипотезу. Портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника.
Подводя итог, можно сказать, что портретная живопись в ярких и зримых образах как уникальные документы истории доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Многообразные художественные образы живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.
Портрет направляет, предвосхищает физическое и духовное развитие человека. В известных, признанных шедеврами портретах заключен облик людей, наиболее востребованных в культуре, которые становятся своеобразными лидерами, предлагающими пример для подражания — и в духовном, и физическом планах.
В каждой культуре есть свой излюбленный образец, портретная форма. Наиболее востребованные портретные формы демонстрируют определенную динамику эволюции портрета как особого способа постижения человека.
Существование в культуре устойчивых форм художественного портрета, их эволюция и развитие показывает, что этот жанр необходим и важен.
И в этом я смог лично убедиться, посещая музеи и исторические места г. Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Государственный Русский музей, Царский дворец в г. Пушкин и др.) и г. Москвы.
Информационные ресурсы
- Алешина Л. С., Стернин Г. Ю. Образы и люди Серебряного века. М., 2002
- Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.—Л., 1937
- Андроникова М. Об искусстве портрета. — 1975
- Личные архивные данные.