Расцвет пергаментной книги
Расцвет настоящей пергаментной книги (историческое пергаменной книги) начинается с наступлением христианской эры.
Пергамент или пергамен был дороже, чем папирус, зато универсален и долговечен.
Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон.
Пергамент нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась универсальная форма книги – кодекс, или книжный блок.
Древнейшие пергаментные книги-кодексы дошли до нас от 2 века н.э.
Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги переписывались многочисленными писцами и продавались.
Книги имели раскрашенные иллюстрации, заглавные буквы, «красные строки».
Пергаментные листы для большей привлекательности иногда раскрашивали в различные тона (пурпур, черный). И свитки, и кодексы делались разных форматов, вплоть до миниатюрных. Свиток с текстом «Илиады», по словам Плиния, мог уместиться в ореховой скорлупе.
Вместе с книгой – кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения «тетра» именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том – книжный блок.
Если авторы книг были богаты, то они сами покупали рабов – каллиграфов, нанимали их на время или даже посылали своего невольника обучаться в книгописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим) быстро возрастала.
Продавцы книг стремились привлечь в свои лавки писателей, нанимали чтецов, чтобы они вслух читали отрывки из продаваемых книг.
Начиная с Юлия Цезаря в Риме создавались рукописные дневные новости – предки современных газет. Они также размножались в книжных лавках. Цена книги определялась размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности автора книги.
В книжной лавке Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования. Потребности древнего читателя в книге удовлетворялись при помощи общественных библиотек. Их называли публичными. Только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Были и небольшие частные читальни в крупных городах.
Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. В отдаленных регионах оно развивалось слабо.