Проект "Развитие живописи в Англии в XVII-XIX веках"
В процессе исследовательской работы по изобразительному искусству и МХК "Развитие живописи в Англии в XVII-XIX веках" учеником 9 класса была поставлена цель с помощью своего исследовательского проекта популяризировать английскую живописи XVII-ХIX веков среди современных школьников, в частности, в своей школе.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе по изобразительному искусству "Развитие живописи в Англии в XVII-XIX веках" автор описывает основные тенденции развития живописи, изучает творчество сэра Джошуа Рейнольдса, объясняет, почему он остался в истории выдающимся художником "золотого века". Учащийся проводит подробное изучения особенностей стиля сэра Джошуа Рейнольдса.
В предложенном проекте по МХК на тему "Развитие живописи в Англии в XVII-XIX веках" автором выдвигается гипотеза, что проведение смелого художественного эксперемента, а именно создание современным школьником эклектичного полотна, подражающего работам одного из самых выдающихся художников «золотого века», вызовет у ребят интерес к творчеству английских живописцев и приведет к достижению поставленной цели.
Оглавление
Введение
1. Основные тенденции развития живописи.
1.1. Изучение творчества сэра Джошуа Рейнольдса.
1.1.1. Выдающийся художник “Золотого века.
1.1.2. Особенности стиля сэра Джошуа Рейнольдса.
2. Смелый художественный эксперемент.
2.1. Восприятие школьниками английской живописи.
2.2. Новый взгляд школьников на английскую живопись прошлых столетий.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: Я считаю, что большинство школьников недостаточно хорошо знакомы с творчеством зарубежных (английских) художников прошлых столетий. На мой взгляд классическая живопись неотделима от эволюции искусства и человеческой цивилизации в целом, а шедевры английских живописцев XVII-ХIX веков являются общепризнанной классикой и по сей день пользуются огромной популярностью.
Современная живопись берёт свои истоки в далёком прошлом, и её развитие базируется на работах великих мастеров – знатоков своего дела, в том числе и англичан, ставших точкой отсчёта для многих поколений современных художников. Я считаю, что приобщённость к искусству, во все времена, является важным критерием интеллекта любого человека, а также неотъемлемой частью в современном образовании.
Объект: Английская живопись XVII-XIX веков.
Предмет: Черты, характерные для творчества английских живописцев изучаемого периода.
Цель: Популяризация английской живописи XVII-ХIX веков среди современных школьников.
Гипотеза: Проведение смелого художественного эксперемента, а именно создание современным школьником эклектичного полотна, подражающего работам одного из самых выдающихся художников «Золотого века», вызовет у ребят интерес к творчесву английских живописцев и приведет к достижению поставленной цели.
Задачи:
- Выяснить: знакомы ли ученики Советской средней общеобразовательной школы № 2 с творчеством английских художников прошлых столетий?»
- Исследовать творчество наиболее популярных английских художников XVII-ХIX веков. Выявить основных тенденции развития живописи в Англии.
- Изучить работы Джошуа Рейнольдса – самого выдающегося художника «Золотого века».
- Определить, какой из стилей живописи интересует их больше?
Провести презентацию результатов своего исследования среди школьников и узнать удалось ли достичь поставленной цели.
Методы работы:
- Проведение первичного опроса среди учеников 9 «а» класса.
- Изучение литературы по заданной теме.
- Знакомство с картинами английских живописцев прошлых столетий.
- Проведение дополнительного опроса среди учеников 9 «а» класса.
- Выступление с результатами своего исследования перед школьниками. Проведение итогового анкетирования аудитории.
- Исследование английской живописи в XVII-ХIX веках
Основные тенденции развития живописи
На первый взгляд сложно назвать английскую живопись одним из достояний страны, но на самом деле среди художников Англии немало интереснейших самобытных мастеров, чьи творения украшают лучшие картинные галереи мира и богатейшие частные собрания предметов искусства.
До XVII века об английской живописи можно было говорить только условно. Миниатюры или фрески присутствовали, но на фоне итальянской или голландской школ англичане выглядели бледно. Живопись в стране не поощрялась – господствовавшие в идеологической сфере строгие и суровые пуритане всяческого «украшательства» не приветствовали. [3]
Тогда писались только парадные портреты знатных людей и богачей, ведь только они могли заказать и оплатить готовое полотно. На таких портретах никогда не раскрывался внутренний мир человека. Особый акцент делался на его наряд. Современникам казалось, что все о человеке могли рассказать предметы, с которыми он изображался.
Англичане в XVII веке были вынуждены уступать первые роли блестящим иностранцам. [3] Могучий толчок развитию английского изобразительного искусства дали Нидерландцы. В конце ХVI – начале ХVII веков была основана «Брабантская» школа живописи, также известная как «школа Рубенса».[1,c.31] Благодаря этому образованию, фламандская, а затем и английская живописи не пошли по пути итальянских мастеров, определявших в то время облик искусства
Европы, а сформировались как отдельное, самостоятельное направление. Сначала английские художники брали пример с других живописцев, но в итоге каждый обретал свой собственный почерк.
В эти века стало меняться отношение художников к господствующему в Англии жанру - портрету. Художники-портретисты стали не просто изображать сидящую перед ними модель, прописывая лишь её украшения (браслеты, кольца, кружева и головные уборы). Они стали вглядываться во внутренний мир каждого человека, отображать на лице его мысли и эмоции.
Художники того времени наблюдали за натурой, как бы изучая рисуемый объект. Это сильно чувствовалось в технике передачи теней.
Второстепенное место в живописи того времени занимали исторические и мифологические сюжеты. Все остальные жанры (например пейзаж) развивались крайне слабо – состояли из единичных полотен. Портрет короля Карла I, короля Англии.
Самостоятельное развитие живописи в Англии началось только в XVIII веке. Именно в этом веке был совершён настоящий прорыв в изобразительном искусстве, который снял с англичан клеймо «вечных учеников». Недаром его назвали “Золотым веком” в Английской живописи.
Художники этого времени перестали писать, только богачей и знаменитостей. На их картинах всё чаще можно было видеть простых людей - моряков, нищих, слуг, женщин лёгкого поведения. Широкое распространение получили исторические сюжеты. Единичные полотна или циклы иногда остро сатиричны, иногда глубоко печальны, но всегда очень живы и реалистичны. [1,c.16] Полотна превращаются в удивительные “театральные” представления.
Теперь на месте миниатюр, все прочнее закрепляются гравюры и другие виды искусства.
Творцы постепенно отказываются от академического образования, увлекаются изучением натуры, изображая нравы современного общества. Каждая картина, теперь не просто показывает зрителю человека или событие, а как бы общается с ним, раскрывает настоящие чувства изображённых героев.
Просвещённое общество Европы стало отводить английской живописи достойное место, английские картины становятся востребованными, а сами художники приобретают общеконтинентальную славу.
Чуть позже художники начинают соревноваться в тщательности мазка и отточенности техники, превосходить друг друга в оригинальности и непосредственности при передаче натуры.
Портрет среди художников этого времени остаётся популярным, лишь потому что он даёт возможность жить безбедно, все большую популярность приобретают разнообразные пейзажи. На многих портретных работах знаменитых мастеров, в качестве фона можно наблюдать использование особо прорисованных видов природы. Изображаемые люди и фон играют в этих картинах почти равноправную роль.
Эти портреты разительно отличаются от традиционных. Люди на них по-настоящему живут, они погружены в свой внутренний мир, а не позируют для художника. Именно поэтому распространение получают семейные и детские портреты – заказчики предпочитают видеть своих близких такими, какие они есть на самом деле.
С годами живописная манера художников становится всё более свободной, лёгкой и широкой, навевая ассоциации с куда более поздним импрессионизмом. Сильное влияние на зрителя производят великолепные цветовые решения английских мастеров. Вполне традиционные по композиции и сюжету картины расцвечиваются яркими живыми тонами.
Поэтому современникам холсты кажутся слишком естественными, и желающих купить живопись – не много. Некоторые мастера заслуживают признание лишь после смерти, спустя столетья. В середине “Золотого века” была основана прославившаяся в XIX веке «норвичская» школа. Во второй половине века в английской живописи выделилось историческое направление, однако по-настоящему выдающихся мастеров в историческом жанре работало немного. Купить историческую живопись считалось своего рода патриотической обязанностью.
Конец XVIII века ознаменовался большими потрясениями. Французская революция и эпоха Наполеона вывели на авансцену новых героев – военных, политиков, борцов. Портретная и историческая живопись приобретают исключительное значение. Но, если одни изображения государственных мужей традиционно исполнены достоинства и важности, то другие несут на себе отпечаток безудержного романтизма, господствовавшего в это время в литературе.
«Блестящее, но холодное» (по выражению искусствоведов) искусство пользовалось огромной популярностью на континенте.
Портреты этого периода отличает тщательная прорисовка драпировок, одежды, многозначительность лиц, персонажей, их чувство собственного достоинства и превосходства.
По этой причине среди заказчиков картин столь много особ из знатнейших семей Европы, короли и принцессы. Нередко в угоду клиенту художники переделывают портреты, придавая лицам надлежащую величественность.
Но не все художники пишут в одинаковой манере, так, например, работы других мастеров наоборот отличает эмоциональность и живость. По словам А. Г. Венецианова, их портреты – не портреты, а живые лица. Кисти одного из этих художников (Джорджу Доу) принадлежит множество портретов виднейших военачальников (в том числе и из России). Становится популярным творчество художников-виртуозов. Их полотна пишутся быстро, буквально в три сеанса, и имеют потрясающее сходство с оригиналом. Заказчики остаются от них в полном восторге.
Особое развитие на рубеже веков получает английская пейзажная живопись. Британские мастера этого жанра выходят на первые роли в Европе. Наибольшее влияние на позднейших художников оказывают мастера, которые никогда не были за границей и пишут только добрую старую Англию. Виды родины они изображают с предельной достоверностью. Эти творцы настолько виртуозно владеют цветом и светотенью, что, по отзывам современников, в их картинах буквально ощущается свежесть ветра и слышен шум листьев в кронах деревьев.
Конец XVIII века ознаменовался широким распространением акварели. Водяные краски и раньше нередко использовались в Англии, но именно сейчас акварель оценена по достоинству. Великолепные акварелисты в основном пишут море и воздух, два наиболее благодарных предмета приложения усилий акварелиста, стихии стремительные, капризные и изменчивые. Характер написания картин, также постоянно меняется. Освещение на картинах никогда не сохраняется. Они-то залиты ярким светом, то в них преобладает тень и полумрак. Такие перемены зависят не только от времени суток, погода и местность тоже оказывают сильное влияние.
Вклад художников в мировое изобразительное искусство не ограничивается их собственными полотнами. Во время франко-прусской войны знаменитые в будущем мастера (такие как Клод Моне, Альфред Сислей и Камиль Писсарро) оставили Францию и уехали в Лондон, чтобы изучить творчество английских пейзажистов.
Некоторые художники начинали свою карьеру копированием греческих сюжетов с рисунков, а уж потом это занятие переросло в увлечение живописью. Работы Рафаэля, Микеланджело и Дюрера вдохновляли художников ХIX века, прививали им любовь к классическим формам стиля эпохи Высокого Возрождения.
Вторая половина XIX века рядом критиков характеризовалась как период застоя английской живописи. Того же мнения придерживалась очень популярная в своё время группа молодых художников, организовавшая в конце 40-х годов Братство прерафаэлитов. Символика прерафаэлитов опиралась на достижения староитальянских мастеров. Члены его призывали к отказу от мёртвых традиций, условностей, академизма современного искусства и возврату к непосредственной и искренней живописи периода «до Рафаэля».
Название "прерафаэлиты" должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи Раннего Возрождения, то есть художниками "до Рафаэля" и Микеланджело: Перуджино, Фра Анджелико, Джованни Беллини. По их мнению Рафаэль был язычником, испортившим своим направлением все искреннее и чистое в искусстве, а именно - "наивное" искусство Средних веков и Раннего Возрождения.[2, c.210]
В творчестве членов Братства отчётливо заметно стремление следовать канонам раннего Возрождения. Это выражалось во всём, начиная от сюжета, манеры письма с особым вниманием к деталям, как можно более тщательному отображению природы и людей и глубокой проработке цвета, и до требования писать только с натуры и сразу на холст. Даже холсты и краски они стремились готовить по средневековым рецептам.
Бунт молодых живописцев против канонов, их смелость скоро вызвали неприятие со стороны чопорного около художественного сообщества.
Общество прерафаэлитов распалось на рубеже 50-60-х годов, однако и в последующие десятилетия его влияние было очень ощутимым, причём не только в живописи или поэзии, но и в мебельном искусстве, дизайне книг и прочих прикладных сферах.
Судьбы его членов сложились по-разному. Некоторые совсем оставили живопись, некоторые, несколько отойдя от стилистики прерафаэлитизма, остались очень востребованными, и сейчас являются самыми любимыми в Англии художниками 2-й половины XIX века. Другие основатели Братства прерафаэлитов поначалу писали картины, которые характеризовались значительной детализацией, но на самом деле техническое совершенство их картин, сразу выделило их среди других живописцев.
К концу XIX столетия в Англии всё больше ощущается влияние французских художников – реалистов и импрессионистов. Одним из наиболее интересных представителей английской школы этого периода становятся картины, написанные в традиционной технике, с тонкими светотеневыми эффектами, зыбкими, неустойчивыми состояниями природы, роднящими их с импрессионистами. Не все картины этих художников оцениваются по достоинству. Публика считает некоторые живописные полотна незаконченными, грубыми и лишенными академической гладкости.
Особая манера письма, свобода кисти, стремление наиболее точно выразить сущность природы и человека с помощью цветовой гармонии свидетельствует о том, что появилось новое искусство, свободное от академических норм и требований.
Пейзаж и в конце XIX- начале XX вв. остался коньком английских живописцев. Последователи импрессионизма и традиционные пейзажисты в полной мере усвоили наследие своих знаменитых предшественников и достойно представляли английскую живописную традицию в европейском искусстве.
Изучение творчества сэра Джошуа Рейнольдса. Выдающийся художник «Золотого века»
Сэр Джошуа Рейнольдс - один из самых выдающихся, и можно сказать гениальных художников “Золотого века”. Кумир ценителей антикварных
картин. Он изучал живописцев в Испании, провёл три года в Италии, где кумиром его стал Микеланджело. Его творения отличает большое разнообразие - от наполненных совершенством и чопорностью парадных портретов знати до очаровательных изображений детей (хотя бы чудесная «Девочка с земляникой», 1771).[3]
Отдал дань мастер и мифологическим сюжетам, но персонажи его отнюдь не академичны. [3] По инициативе Рейнольдса в Лондоне впервые стали проводиться публичные художественные выставки.
Рейнольдс был также выдающимся теоретиком изобразиьельного искусства, оставившим много трудов, на которых учились поколения живописцев. Ему принадлежит серьёзный трактат о творчестве Рембрандта, ван Дейка и Рубенса.
Находясь на посту президента академии художеств, он прочёл пятнадцать лекций, названных Речами. Они представляют собой одно из наиболее значительных английских сочинений по эстетике и художественной критике. Высшей целью искусства, по мнению Рейнольдса, является выражение моральных принципов.
В 1768 году Рейнольдс был избран в президенты новоучрежденной Королевской академии художеств и по этому случаю возведён в дворянское достоинство. В 1784 году ему было пожаловано звание первого королевского живописца. В последние годы жизни художника постиг страшный удар – он ослеп.
Это вынудило его прекратить занятия живописью. Умер Рейнольдс в Лондоне 23 февраля 1792 года. [2, c.205]
Особенности стиля сэра Джошуа Рейнольдса
Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи - основателем того отличающего её направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. [2, c.204]
Собственно говоря, Рейнольдс был эклектик, умевший в своём творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу и Корреджо. Лучше всего удавались ему портреты, замечательные по сходству, выразительности, изящной постановке фигур, умному подбору аксессуаров и смелой, сочной манере письма. [2, c.205]
Рейнольдс передавал с несомненным искусством грациозных женщин в модном наряде, детей и мужчин, обычно высшего круга. Свои модели он изображал в жизненной обстановке, так что его портреты также являются и картинами.
Разглядывая любую картину этого замечательного мастера мы видим совершенно разных людей, и у каждого из них совершенно разные чувства и эмоции. По счастливому блеску в глазах, мы можем судить о хорошем настроении изображаемых людей или же понять, что этот человек внимательно следит за чем то и очень сосредоточен. Изображения настолько реалистичны, что когда мы смотрим на картины Рейнольдса, мы как будто бы оказываемся рядом с нарисованными людьми, нам также передаются их эмоции - радость, скрытые переживания и тревоги.
При первом взгляде на картину кажется, что все предметы находятся в легком тумане, их контуры немного размыты. Но при более продолжительном рассмотрении произведения можно увидеть, что изображение достаточно чёткое с оттенком своеобразной таинственности.
Я с огромным удовольствием рассматриваю картины Джошуа Рейнольдса. Мне кажется, что чем дольше смотреть на его картины, тем больше интересных нюансов можно на них подметить. И это мне особенно нравится.
Смелый художественный эксперемент. Восприятие школьниками английской живописи XVII-XIX веков
Находясь под впечатлением от картин Джошуа Рейнольдса, мне стало интересно: «Как ученики моего класса относятся к стилю, в котором Рейнольдс создавал свои шедевры и к английской живописи в целом?» Результаты проведённого мной опроса изображены на диаграммах 1 и 2 представленных ниже:
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
По результатам проведённого мной опроса, я определил, что большинство учеников моей школы недостаточно хорошо знакомы с творчеством английских художников XVII-XIX веков. В основном ребята отдают предпочтение работам в стиле импрессионизм и не так много ребят увлекаются работами в стиле рококо, в период расцвета которого, Рейнольдс и создавал свои наилучшие полотна.
Новый взгляд школьников на английскую живопись прошлых столетий
Завершив исследование, я провел презентацию своей работы среди учеников нашего класса, участвовавших в ранее проведённых мной опросах. Сразу после проведения презентации я провел итоговый опрос, чтобы выяснить, удалось ли мне достичь поставленной цели – популяризировать английскую живопись среди учащихся.
Результаты опроса представлены на диаграмме 3 ниже:
Диаграмма 3.
Из данных, представленных на диграмме выше, видно, что теперь 79% аудитории ориентируются в творчестве английских художников XVII-XIX веков и знакомы с основными тенденциями развития живописи в Англии.
Заключение
В процессе проведения исследований, подтвердилось предположение - большинство школьников были, действительно, недостаточно хорошо знакомы с творчеством английских художников XVII-XIX веков.
Таким образом подтвердилась моя гипотеза, а данные полученные по результатам проведенных исследований показали, что поступательное выполнение запланированных задач привело к достижению поставленной цели.
Список литературы
- Белова Ю.И., Куклис М.С., Леоник О.Я. Музеи мира. 100 шедевров - Mосква: Эксмо, 2015. – 96 с.
- Гнедич П.П. Мировая живопись.-Mосква: Эксмо, 2011. – 240 с.