Проект "Библейские мотивы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В готовой исследовательской работе по литературе "Библейские мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" учащаяся Кубанского Института Профессионального Образования проводит анализ библейских мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Подробнее о работе:
В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему "Библейские мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" автор изучает творческий путь М.А. Булгакова, выясняет библейские мотивы романа «Мастер и Маргарита», расматривает образ Иешуа Га-Ноцри как прообраз Иисуса Христа, анализирует представления автора о сатане, отраженные в образе Воланда.
В процессе работы над индивидуальным детским проектом "Библейские мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" автор проекта рассмотрела изображение Понтия Пилата в библейской традиции и в трактовке М.А. Булгакова, установила сходства и различия библейских мотивов М.А. Булгакова с традиционными. Так как религиозный вопрос в жизни Булгакова противоречив и не исследован наверняка, данный проект является актуальнм и рекомендуется в качестве дополнительного материала при изучении романа "Мастер и Маргарита".
Оглавление
Введение
1. Особенности творчества М.А.Булгакова.
2. Библейские мотивы романа «Мастер и Маргарита».
2.1. Иешуа Га-Ноцри как прообраз Иисуса Христа.
2.2. Представления о сатане, отраженные в образе Воланда.
2.3. Понтий Пилат в библейской традиции трактовке М.А.Булгакова.
2.4. Сходство и различия библейских мотивов М.А.Булгакова с традиционными.
Заключение
Список использованных источников
Введение
М.А.Булгаков – величайший русский писатель – считал свой роман «Мастер и Маргарита» итоговым. Это произведение тесно связано со всем предыдущим творчеством писателя и воплощает все ведущие мотивы творчества писателя. Мотивы произведений М. А. Булгакова образуют целую систему, повторяющуюся в том или ином преломлении во всех его произведениях.
Среди них важное значение занимают библейские мотивы. В «Мастере и Маргарите» библейские мотивы, переосмысленные Булгаковым, дают представление о мировоззрении писателя, его отношении к вере. К этой теме обращались в своих работах такие исследователи, как Б. М. Гаспаров, М. О. Чудакова, Е. А. Яблоков, С. В. Никольский и другие. Актуальность проекта обуславливается тем что, тема настолько обширна, что предполагает еще достаточно длительное и глубинное исследование. Именно поэтому я решила сделать свои исследования по данной теме.
Объектом исследования является роман «Мастер и Маргарита»
Предметом исследования выступают библейские мотивы в романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита».
Актуальность проекта состоит в решении вопроса о библейских мотивах, который не во всех исследованиях раскрывался в достаточной мере. Новизна проекта состоит в том, что мы представляем попытку трактовки библейских мотивов в романе, опираясь на его философичность. Проблемой проекта мы считаем конкретизацию библейских мотивов, их сравнение с трактовкой, представленной М.А. Булгаковым в произведении.
Целью проекта является анализ библейских мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач, среди которых:
- рассмотреть особенности творчества Булгакова
- определить библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита»
- проанализировать Иешуа Га-Ноцри как прообраз Иисуса Христа
- проанализировать представления о сатане отраженные в образе Воланда
- сравнить Понтия Пилата в библейской традиции и трактовке М.А.Булгакова 6)проанализировать сходство и различия библейских мотивов М.А.Булгакова с традиционными.
Особенности творчества М.А. Булгакова
Из довоенного далека М.А. Булгаков встает как поразительное явление русского духа. В эпоху слепого фанатизма и безвольного приспособленчества он сохранил великую душевную стойкость. Его ясная мысль, его удивительный, неподражаемый вольный смех витают над десятилетиями, живут в сонме характеров и множестве сюжетов.
В 20-е годы он был по преимуществу сатирическим писателем. И ранние вещи - особенно «Дьяволиада», «Похождения Чичикова», и зрелая проза его повестей «Собачье сердце» и «Роковые яйца», и блистательный и горький смех «Багрового острова», и острые трагикомедии «Бег» и «Зойкина квартира» — все это совершенно замечательные страницы нашей сатирической классики. Смеховая прививка с самого начала оплодотворила и его карнавально-философский роман об Иешуа Га-Ноцри, Пилате и мастере с его Маргаритой, о Воланде и Иване Бездомном... И все же Булгаков-художник не может быть охвачен никаким определением.
Он воплотил в себе беспокойную традицию великой русской литературы — преодоление одиночества души человеческой, взыскующей смысла жизни, постигающей «проклятые вопросы» бытия. Эти мировые вопросы трагически преломились в XX веке, и разлом прошел через Россию, через самую душу нашего соотечественника.
Главный вопрос великого Булгаковского романа «Мастер и Маргарита» — как жить человеку и «кто управляет жизнью человеческой, если Бога нет»? Помните, именно об этом идет разговор между Берлиозом, Иваном Бездомным и Воландом на самых первых страницах романа?
Можно ли жить, «отменив» Бога? И может ли человек сам управлять своею жизнью и «всем вообще распорядком на земле?»
Писатель отстаивал культуру как великую общечеловеческую и личную ценность. В эти годы ей грозила смертельная опасность, — в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти. Булгаков до конца стоял на том, что в сохранении культурной памяти — общее спасение наше. И спасение каждого. Он предупреждал о трагедии, которая будет следствием духовного беспамятства, когда править бал будет Сатана потребительщины и уравнительности.
О ком бы ни шла речь: о профессоре Персикове («Роковые яйца») или профессоре Преображенском («Собачье сердце»), о драматурге Дымогацком («Багровый остров») или писателе Максудове («Театральный роман»), академике Ефросимове («Адам и Ева») или мастере — Булгаков полагает, что помимо таланта, компетентности, работоспособности в России XX века спасительно необходимо еще личное духовное бесстрашие. «Трусость», говорится в романе "Мастер и Маргарита", — «это самый страшный порок». Булгаков знал, что является «одним из самых главных человеческих пороков» в эпоху великого энтузиазма и великого страха.
Вот почему его Иешуа Га-Ноцри не может ни при каких обстоятельствах «отвернуться», «опустить глаза», пойти на компромисс. Он утверждает человеческое достоинство, преодолевая «страх», «смертью смерть поправ».
Того же, кто уклоняется, как бы ни был он нам мил и симпатичен, не минует возмездие: Персикова растерзала толпа, творящая дикий самосуд; Преображенский едва не был убит монстром, которого он же случайно создал в самодовольном стремлении усовершенствовать человеческую породу по своему разумению и прихоти. А мастер, не победивший страха и отрекшийся от своего романа, будет лишен Света, высшей благодати, которой может удостоиться лишь тот, кто не сдается до конца...
Самому Булгакову пришлось пережить не меньше того, что выпало на долю его героев, вместе взятых. Он же, искушаемый и истязаемый, сумел все же устоять. Потому и вернулся в литературу [7-17].